Плохая новость. Министерство энергетики Узбекистана распространило заявление, согласно которому единственный возможный путь «для последовательного развития экономики страны» — поэтапный переход промышленных предприятий на альтернативные источники энергии – уголь или сжиженный газ.
Но есть и хорошая — перспективу производства кизяка в промышленных масштабах министерство пока не рассматривает.
Заявление обусловлено регулярными сообщениями о перебоях с подачей природного газа и электроэнергии, поступающих со всех концов Узбекистана, включая столицу. В первую очередь, это касается населения, о котором власть так печётся. Энергетические мощности и газовые магистрали, модернизация которых все последние тридцать лет либо не производилась вообще, либо носила косметический характер, стали отказывать при первых морозах. Отказы ожидаемы, поскольку даже советский запас прочности, на котором энергетика страны паразитирует до сих пор, имеет пределы.
Эксперты отмечают, что заявление Минэнерго способно отпугнуть потенциальных инвесторов, заставит еще раз задуматься тех, кто уже вложил деньги в экономику Узбекистана, и подстегнет миграционные процессы населения и бизнеса. Топить зимой кизяком и круглый год дышать угольной пылью готовы явно не все.
Добыча природного газа в стране системно падает с начала нулевых, и говорить о возможности переломить ситуацию не приходится. Узбекистан из экспортера природного газа уже становится его импортером. Только в минувшем году страна закупила в Туркменистане 2 миллиарда кубометров топлива. Объемы закупок можно было бы нарастить, однако для этого нет денег. По сути, Узбекистан сегодня не производит ничего, что можно было бы выгодно продать за рубежом. Исключение – недра, в частности, золото.
В многоэтажных домах ряда районов Намангана (областной центр в Ферганской долине) централизованного отопления нет более десяти лет. А ведь Туракурганская ТЭС, давшая сбой с первую же холодную ночь, обошлась налогоплательщикам в $1 миллиард!
К слову, именно в Намангане собираются построить крупнейший в долине деловой центр, проект которого очень напоминает стилизованный унитаз. В него, видимо, и спустят $50 миллионов наличными — дар российского олигарха узбекского происхождения, встречающего старость на исторической родине.
Аналогичная ситуация и в других городах страны. Власть увлеклась строительством многоэтажного коммерческого жилья и помпезных сооружений, которые уже через несколько лет имеют все шансы остаться без тепла и света по причине их тотального дефицита.
Относительно прилично на фоне хиреющей периферии пока смотрится только Ташкент, но и здесь уже всё рушится. На ситуацию была вынуждена обратить внимание председатель Сената, пообещав изучить вопрос с обеспечением населения электроэнергией и теплом.
К лету, видимо, изучит и оповестит о результатах тех, кто переживет зиму.
Leave a Reply