Американский лидер Дональд Трамп продолжает настаивать на своей победе на прошедших 3 ноября президентских выборах в США. 18 ноября соответствующее письменное заявление распространил избирательный штаб республиканца.
«Я победил на выборах! Радикальные левые демократы, работая со своими партнерами, лживыми СМИ, пытаются украсть победу на выборах. Мы им не позволим», — говорится в документе за подписью главы Белого дома.
По его версии, демократ Джозеф Байден «победил на выборах только в глазах лживых СМИ». «Нам предстоит долгий путь — эти выборы прошли с грубейшими нарушениями», — считает действующий президент США.
Трамп, отказываясь признать поражение, делает ставку на оспаривание результатов голосования в судах. Но, похоже, эта не слишком удается. 16 ноября в четырех штатах — Мичиган, Пенсильвания, Джорджия, Висконсин — заявители отказались от исков, поскольку они не были подкреплены никакими доказательствами. Ранее еще девять исков были или отозваны, или оставлены судьями без удовлетворения. Проблема Трампа в том, что никакие технические накладки во время голосования и пересчеты на конкретных участках не могут переломить перевес Байдена в десятки тысяч голосов в «колеблющихся» штатах.
Видный сенатор-республиканец Марко Рубио на вопрос, считает ли он Байдена избранным президентом США, сказал «похоже, именно это показывают предварительные результаты, и мы должны осознавать, что это наиболее вероятный исход». Советник Трампа по нацбезопасности Роберт О`Брайен, пообещав в случае победы демократов профессиональную передачу власти, добавил, что «очевидно, именно к тому все и идет». А сенатор из Техаса Джон Корнин сообщил прессе, что 20 января будет, «похоже, инаугурация Джо Байдена».ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕГенерал Ивашов: США начали гибридную войну сразу после смерти СталинаРоссии нужен интеллектуально-миролюбивый союз, а не блок по типу Варшавского договора
Тем не менее, «трамповское» большинство республиканцев пока отказывается признавать поражение. Молчит и один из самых влиятельных республиканцев в Вашингтоне, лидер республиканского большинства Сената Митч Макконнелл: он отказался отвечать на вопрос, стоит ли считать Байдена избранным президентом.
На что в такой ситуации надеется Трамп?
— Трамп не признает поражения, потому что еще есть время для борьбы, — считает ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин. — В этом его поддерживает Республиканская партия. Вспомните хотя бы заявление сенатора Линдси Грэма — «если республиканцы не бросят вызов и не поменяют американскую избирательную систему, республиканец больше никогда не сможет выиграть выборы». Демократы, считает Грэм, будут использовать свое доминирование в масс-медиа, и посредством информационного фона дискредитировать республиканцев.
Надо понимать: сейчас Республиканская партия считается партией Трампа. «Трампизм» стал американским явлением, и многие вещи, которые до его прихода считались экзотикой, теперь объективно интегрированы в Республиканскую партию — изоляционизм, защита собственных интересов.
Время пока действительно есть. Республиканцы хотят попытаться перевести оспаривание результатов выборов в Верховный суд США. Напомню, там шесть из девяти судей — протрамповские. Последнее назначение в Верховный суд было в конце октября — Трамп смог протолкнуть туда Эми Кони Барретт, свою сторонницу.https://moevideo.biz/native?id=mv-content-roll-1951&slot=content&api=2.0&ref=svpressa.ru3
Надо думать, республиканцам хочется повторить ситуацию 2000 года. Тогда большинство голосов набрал кандидат от демократов Альберт Гор, но потом в течение месяца происходили многочисленные пересчеты и судебные заседания — и в итоге победителем был объявлен Джордж Буш-младший. Сейчас штаб Трампа надеется именно на такой сценарий.
К тому же Трамп не будет Трампом, если откажется от борьбы. Он не может просто так сложить руки и признать поражение — это противоречит его природе. Плюс Трамп стал системным политиком — республиканцы его поддерживают. Эта ситуация в корне отличается от ситуации, когда в самом начале президентства Трамп пришел в Белый дом, и демократы хотели объявить ему импичмент, а республиканцам он тоже не нравился.
«СП»: — Мы, наблюдая за выборами в США, болеем за Трампа?
— У нас на этих выборах нет фаворита. В качестве нового президента США что у Трампа, что у Байдена есть свои плюсы и минусы. Можно сказать, Трамп хочет улучшить отношения с Россией, но не может, а Байден не хочет улучшать отношений, но в каких-то вопросах будет с Россией договариваться.
«СП»: — В чем конкретно плюсы и минусы Трампа и Байдена?
— Плюс Байдена — несмотря на свою антироссийскую риторику, он готов вести диалог с Россией в области стратегических вооружений. Напомню, что договор СНВ-3, срок действия которого истекает в феврале 2021 года, был подписан именно демократами — администрацией Барака Обамы. Напомню также, что иранская ядерная сделка тоже была заключена при Обаме.
Этот подход коренным образом отличается от подхода республиканцев. Республиканцы считают, что соглашения по контролю над вооружениями сковывают Америке руки, и мешают ей проецировать силу. Из-за этого администрация Буша-младшего вышла в одностороннем порядке из договора по ПРО, а Трамп вышел из Договора по ракетам средней и меньшей дальности, и из Договора по открытому небу. Надо думать, в случае победы Трампа та же судьба ждет СНВ-3.
Кроме того, Байден — в отличие от Трампа, — не рассматривает Китай в качестве экзистенциальной угрозы, и потому не будет настаивать на подключении Поднебесной к договору СНВ-3, как того требует Трамп.
На этом плюсы Байдена заканчиваются, и начинаются минусы. Если победит Байден, высок риск вовлечения США в какую-либо из локальных войн. И очень высока вероятность, что локальная война будет у наших границ — на Украине.
Украина для Байдена — не только инструмент сдерживания России, но и инструмент самообогащения. Напомню, сын Байдена — Хантер — входил в совет директоров украинской газовой компании Burisma Holdings. Трамп утверждал, что Байден вмешивался в дела «незалежной», чтобы помочь бизнес-интересам своего сына.
Для Трампа, напротив, Украина — это головная боль. Его друг Пол Манафорт был осужден за коррупцию на Украине, а сам Трамп едва поговорил с Зеленским — и демократы на этом основании чуть не инициировали ему импичмент. Поэтому Украина для Трампа — лишь разменная монета.
Можно сказать, Байден в случае победы будет усиливать так называемый мировой либеральный порядок. Россия в этом либеральном порядке считается спойлером — страной, которая вставляет палки в колеса Америке, и которую надо наказать.
В итоге Байден будет усиливать Pax Americana. Он считает, что возможности США неограниченные, он будет усиливать трансатлантические отношения, а правозащитная тематика станет ядром внешней политики.
Трамп, напротив, убежден, что Pax Americana больше нет, а возможности США ограничены — и потому надо договариваться с Россией, а главным врагом является Китай. Можно сказать, Трамп является сторонником политики Никсона-Киссинджера наоборот.
«СП»: — В чем для нас главная опасность Байдена?
— Если отчасти авантюристическая политика Трампа консолидировала отношения России с другими странами на антиамериканской основе, то Байден будет договариваться — с Европой, Ираном, даже с Китаем. Думаю, риторика крестового похода против КНР исчезнет, и, хотя политика сдерживания останется, торговые войны сойдут на нет. Такая политика будет отрывать Россию от Китая, и создавать для нас неблагоприятные условия в мире.
Кроме того, остается открытым вопрос: будет ли Байден реально управлять США? Похоже, реальным главным управляющим будет Камала Харрис, и ее вице-президентство будет похоже на вице-президентство Дика Чейни в администрации Джорджа Буша-младшего, где вся власть была сконцентрирована именно в руках Чейни.
И заметьте, в команде Байдена — практически одни женщины. А женщины-политики в США — это «ястребы» почище мужчин: вспомните Кондолизу Райс, или Мадлен Олбрайт, или Хиллари Клинтон. Байден, напомню, прочит Хиллари на место постпреда США в ООН — для нас это не очень хорошо.
Трамп же не «ястреб» — до сих пор не начал не одной войны. Он не раз говорил, что США распылили свои возможности на Ближнем Востоке, и лучше бы деньги, которые они потратили на войны в Афганистане и Ираке, инвестировать во внутреннюю инфраструктуру — сконцентрироваться на себе. Это, конечно, плюс для Америки, и для всего мира. Только вдумайтесь: всего США потратили в Афганистане и Ираке $ 8 трлн. — это астрономическая сумма!
«СП»: — Как лично вы оцениваете шансы Трампа и Байдена?
— Если Трамп получит власть — то только по решению Верховного суда, для него это единственный выход. И здесь время работает против Трампа — его шансы с каждым днем тают. С другой стороны, на Байдена весь либеральный мир смотрит как на нового Обаму — и в Европе, и в Америке. Если дело не дойдет до Веховского суда, и республиканцы не сумеют организовать пересчеты голосов, — что, замечу, стоит огромных денег, — победа Байдена неминуема.
Что важно — проблем США победа любого кандидата не решит. Если победит Байден — белые американцы встанут в оппозицию, и он будет президентом одной части Америки. Если победит Трамп — в оппозиции будут «цветные». Ввиду этой поляризации Америки, шансы каждого из кандидатов равные — 50 на 50.
Leave a Reply