Некоторые базары в Туркменистане закрылись из-за COVID-19, работа других строго ограничена. Однако это привело к тому, что торговцы начали ходить с товарами по государственным учреждениям, включая больницы. Источники turkmen.news сообщают, что медучреждения, где теоретически требовалось бы ввести самые строгие карантинные меры, превратились в проходные дворы. У разносчиков можно купить все, что угодно — от продуктов питания до одежды. Тем временем, по данным независимых СМИ, ситуация с коронавирусом в стране ухудшается.
«Раньше у меня было место на базаре, но теперь он закрыт, — рассказала источнику turkmen.news женщина, предлагающая купить одежду в Марыйском многопрофильном госпитале. — Теперь даже стоять с товарами рядом с базаром не разрешают. Поэтому я каждый день езжу из села сюда».
По информации источников, врачи и медсестры не приветствуют стихийную торговлю, но всерьез с нею не борются. Вход в медучреждения остается свободным. Иногда медики пользуются положением и вынуждают торговцев отдавать им товары в долг, обещая отдать деньги с зарплаты. Торговцам приходится мириться с этим, потому что теоретически сотрудники больницы могут их прогнать. Но основными покупателями являются пациенты.
Некоторые больные вынуждены каждый день покупать самсу, пирожки, булочки. Дело в том, что бесплатное питание в туркменских больницах не предусмотрено. Так, в здании Марыйского многопрофильного госпиталя есть платная частная столовая, но качество блюд там оставляет желать лучшего. Пациентам из Мары еду ежедневно приносят родственники. Но тем, кто прибыл из сел, близкие не могут возить передачи каждый день. Хранить еду негде: из холодильника в коридоре ее воруют, а в тумбочках ползают тараканы. При этом даже разогрев еды в больнице является платным — за пользование микроволновкой надо отдать 1 манат. Поэтому многие пациенты вынуждены покупать у разносчиков выпечку, соответствие которой санитарным нормам никто не гарантирует.
Источники считают, что борьба с распространением COVID-19 оборачивается профанацией. Закрытие базаров не привело к тому, что торговцы и покупатели сели на домашний карантин. Торговля переместилась на улицы, в подпольные магазины в квартирах жилых домов, в госучреждения и, наконец, в больницы — хотя в других странах медучреждения первыми закрывают на самый строгий карантин, нередко запрещая даже визиты родственников пациентов. В больницах лежат люди, у которых наиболее высок риск смерти от коронавируса: пожилые и страдающие хроническими заболеваниями.
Однако винить торговцев тоже нельзя. Соблюдать карантин могут себе позволить люди, имеющие накопления, а также те, кто работает в солидном учреждении, способном сохранить выплату зарплаты во время вынужденного простоя. К рыночным торговцам ни то, ни другое не относится. Будет ли у их семьи сегодня обед и ужин, зависит от того, сколько товаров продано за день.
Тем временем «Хроника Туркменистана» сообщает, что 13 ноября после торжественного открытия новой сельской больницы и речи президента Гурбангулы Бердымухамедова об отсутствии COVID-19 было проведено закрытое собрание для руководителей и заместителей руководителей велаятских управлений здравоохранения, а также главврачей инфекционных больниц. Их собрали в Ниязовской больнице Ашхабада. Замминистра здравоохранения, фамилия которого не называется, заявил, что Минздраву известно о тяжелой обстановке в регионах. Чиновник объявил, какие меры решено предпринять в связи с распространением «не проникшего в страну» коронавируса:
- Инфекционные больницы должны быть отремонтированы за счет собственных бюджетов. Кровати, матрасы и постельное белье надо заменить на новые;
- За счет Минздрава сельские больницы будут обеспечены оборудованием, медикаментами и тестами на COVID-19;
- Сельских жителей, болеющих COVID-19, нельзя направлять в переполненные велаятские больницы. Исключение можно сделать только для тех, у кого болезнь протекает в тяжелой форме;
- Лечение останется платным, но медикаменты будут отпускаться по госцене, а цена койкоместа должна быть «приемлемой»;
- Указывать COVID-19 в диагнозах и заключениях о смерти по-прежнему запрещено, вместо этого надо использовать термин «пневмония».
Leave a Reply