О выборах в Таджикистане, которые практически не привлекли к себе внимания на Западе, в понедельник вышло несколько сообщений в СМИ. Напомним, что 11 октября Эмомали Рахмон вновь стал победителем президентских выборов, набрав почти 91 процент голосов избирателей.
Сайт «Евроньюс» в своих новостях сообщил, что «наблюдатели от Содружества Независимых государств оценили выборы как открытые, конкурентные и демократичные. Однако критики Рахмона, который уже в пятый раз выбран президентом страны, говорят, что реалии таковы, что его оппоненты были исключены из политической борьбы».
Немецкое издание DW в материале «Таджикистан и его превосходительство Рахмон» написало, что «Эмомали Рахмону 5 октября исполнилось 68 лет, но самого большого подарка – утверждения на посту президента Таджикистана – ему пришлось подождать».
Это издание пишет, что 11 октября в стране прошли президентские выборы, и хотя формально в них участвовали еще четверо кандидатов, никто не сомневался в очередной, уже пятой по счету, победе Рахмона. Если верить данным ЦИК Таджикистана, действующий глава государства, по предварительным данным, заручился поддержкой более 90% избирателей. «Отнюдь не Александр Лукашенко, а именно таджикский лидер находится у руля дольше всех постсоветских руководителей» – пишет DW.
Эксперт по Центральной Азии из берлинского Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) Беате Эшмент (Beate Eschment) заявила DW, что Эмомали Рахмон постепенно вытеснил своих политических оппонентов. «Население на грани выживания, при этом семья Рахмона и его дангаринские земляки все больше богатеют» – констатирует немецкий эксперт.
Веб-сайт Aljazeera.com пишет, что с момента прихода к власти Эмомали Рахмона скоро будет 30 лет и с учетом нового семилетнего срока президентства Рахмон опередит срок правления страной казахского лидера Назарбаева.
В статье этого издания говорился, что «Рахмон и его правительство сталкиваются с беспрецедентными проблемами», которые, по мнению автора, связаны с экономикой, серьезно ослабленной из-за пандемии.
Экономический обозреватель из Лондона Алекс Кокчаров сказал Аль-Джазире, что переводы от трудовых мигрантов сократились в первом полугодии на 15-25 процентов и это может привести в будущем как к экономической, так и к политической нестабильности.
Известный правозащитник Стив Свердлов говорит, что с учетом того, что выборы в Таджикистане являются всего лишь формальной процедурой для того, чтобы узаконить нахождение у власти еще на семь лет действующего президента, многие в Западной Европе не обращали внимание на эти выборы. Однако эти выборы важны с той точки зрения, что после 28-летнего правления у власти и повсеместного нарушения прав человека в стране, наступает «новая фаза кризиса прав человека» в Таджикистане.
Комментарии Свердлова были опубликованы накануне президентских выборов на авторитетном сайте thediplomat.com. По словам этого эксперта, в Таджикистане действительно существует настоящий кризис с обеспечением прав человека и поэтому «важно, чтобы мы проанализировали эти выборы и выяснили, что несут с собой эти выборы и что дали прошедшие ранее выборы. Ведь продуктом прошедших выборов стали многочисленные политические заключенные в Таджикистане».
Он говорит, что Таджикистан сегодня представляет собой страну, в тюрьмах которой содержится более 1000 политзаключенных, сотни из которых являются членами Партии исламского возрождения Таджикистана или «Группы 24» (запрещены в Таджикистане). В том числе журналисты, как Далер Шарипов, или юристы как Бузургмехр Еров и Нуриддин Махкамов.
Свердлов сказал, что авторитарные выборы имеют важное значение и что исследователи и наблюдатели будут следить за ситуацией в Таджикистане и призывать мировое сообщество вести свои сношения с Душанбе в зависимости от ситуации с соблюдением прав человека в стране.
Президент Таджикистана избирается в соответствии с последними поправками в Конституцию страны сроком на семь лет, и победитель имеет право выставлять свою кандидатуру на этот пост дважды. В то же время, в соответствии с поправками, принятыми в 2016 году, Эмомали Рахмон получил титул «Лидера нации», позволяющий ему баллотироваться на президентский пост без ограничений.
Участие еще четверых кандидатов от других партий на президентское кресло, которые полностью поддерживают политику действующего президента, было названо постановочным и заявлено, что все они участвовали в президентской кампании только для того, чтобы выборы можно было назвать «конкурентными и демократичными».
Наблюдатели от дружественных Таджикистану государств, в том числе от СНГ, как и в прошлые годы, заявили, что выборы прошли без особых нарушений. Западные наблюдатели заявили, что до настоящего времени ни одни выборы в Таджикистане не соответствуют международным стандартам и не были открытыми и справедливыми
Leave a Reply