Казахи как партнеры: что думают о нас иностранцы?
С момента обретения независимости Казахстан стал объектом внимания иностранных инвесторов. Учитывая, что до этого мы не имели опыта общения с ними и тем более навыков ведения деловых переговоров, можно сказать, что нам пришлось начинать, по сути, с чистого листа. За 30 лет суверенной истории мы, конечно, стали в этом плане более «продвинутыми». Но все же возникает ряд вопросов, которые мы и решили адресовать нашим сегодняшним собеседникам:
- Как вы считаете, понимают ли наши иностранные партнеры истинное положение вещей и в казахстанском обществе, и в системе государственной власти? Есть ли у них реальное представление о том, с кем они имеют дело?
- Известны ли вам примеры грамотного и эффективного применения ими такого рода знаний о специфических особенностях нашей страны?
- Какие негативные последствия это нам сулит, или, быть может, в этом есть и нечто позитивное?
Нам нужна правда, пусть даже неприятная
Казбек Бейсебаев, экс-дипломат
1.Инвестиции – это вложение больших денег с целью получения прибыли. Поэтому, конечно, иностранные партнеры прекрасно всё понимают, и, более того, знают, к кому и с какой стороны заходить.
Действительно, они имеют реальное представление о нас. Они знают все наши слабости, особенно наше тщеславие, или, говоря по-простому, наше желание попонтоваться. Еще недавно советником первого президента был бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Правда, потом он высказал сожаление по поводу такого сотрудничества, но свои миллионы долларов всё же получил.
Знают они и о патологической жадности наших чиновников, поэтому дают им взятки. Надо отдавать себе отчет в том, что интерес инвесторов заключается, как я уже сказал, в получении прибыли, а вовсе не в желании сделать нашу страну процветающей. И пока им выгодно, они будут вкладывать свои капиталы, но как только их дело перестанет приносить прибыль, они уйдут.
Не секрет, что в течение последних лет немало иностранных компаний свернули свою деятельность в Казахстане. Некоторые из них перебрались в соседний Узбекистан. Причем надо заметить, что эти компании были из развитых стран Европы. Причины их ухода разные, в том числе чрезмерная бюрократизация и необходимость давать так называемые «откаты» нужным людям.
2. Я знаю, что партнеры из европейских стран приглашали наших высокопоставленных чиновников на различные мероприятия, организовывали им и членам их семей отдых. В этом нет ничего удивительного. Такой подход в отношении местной элиты существовал всегда. У многих государств есть лоббисты из числа своих граждан в таких странах, как Казахстан. Это могут быть депутаты или бывшие большие чиновники. Они часто приезжают на различные мероприятия, встречаются с руководством РК, дают интервью, в которых превозносят мудрую и эффективную политику наших властей. Говоря простыми словами, эти люди продвигают интересы крупных компаний своих стран и заодно хвалят нас за наши же деньги.
В то же время есть и те, кто искренне симпатизирует нашей стране. И их немало. К сожалению, широкой общественности они не очень известны. Например, во Франции живет большой друг Казахстана аксакал Альбер Фишлер, который везде пропагандирует нас. В той же Франции я знал одного депутата, который помог некоторым нашим студентам в решении вопросов, связанных с их пребыванием там. В других странах тоже есть настоящие друзья Казахстана.
3.Особого позитива я здесь не вижу. Тогда как негативных последствий предостаточно. Многие так называемые зарубежные партнеры, хваля нас за наши же деньги, создают ложное представление, иллюзию, будто мы – самая передовая страна и будто всё у нас делается правильно. Хотя очевидно, что это далеко не так. Их ангажированные мнения тиражируются в наших СМИ, чтобы показать казахстанцам: видите, как нас уважают за границей? Однако на самом деле это обычное желание выдать желаемое за действительное. Спрашивается, зачем нам заниматься самообманом?
Наши власть имущие в своей жажде лести забыли о том, что говорили предки: «Дос жылатып айтады, дұшпан күлдіріп айтады». Если поискать аналогии этой фразе в русском языке, то можно вспомнить пословицу «Не тот друг, кто медом мажет, а тот друг, кто правду в глаза скажет». У каждого народа разные выражения, но суть в общем-то одна.
Нам сейчас нужна, пусть даже неприятная, но правда о том, что происходит в нашем государстве. И в этом деле иностранцы нам не помощники.
Однажды нам придется снять розовые очки
Второй эксперт согласился высказать свою точку зрения на условиях анонимности
1.Полагаю, что те партнеры и инвесторы, которые определяют основные параметры наших внешних связей, вполне в курсе ситуации в Казахстане. И они хорошо, детально представляют себе, с кем имеют дело.
Вспоминаю одну встречу, которая состоялась в конце 1990-х в Алматы. На ней присутствовали несколько человек из торговой миссии одной европейской державы. Общение было неформальным, с хорошей кухней и напитками. Разговор зашел о том, какие особенности, присущие нам, бросаются в глаза иностранцам в первую очередь и как они могут быть использованы для продвижения того или иного дела. Далее все было сформулировано предельно конкретно: «Ну, местные люди, чиновники прежде всего… Они абсолютно продажны. Свойство это всеохватывающее, оно пронизывает все, сверху донизу. Нет ничего невозможного, есть только цена вопроса. Вторая особенность – это уникальная сегментированность местных, разделение их по группировкам, по родоплеменному принципу. Достаточно совсем немного поработать с местными чиновниками, как каждый из них через какое-то время начнет уверять вас в том, что он представитель могучего, созидательного в прошлом рода или клана, который в силу обстоятельств недооценен в настоящем. И что вы можете всегда рассчитывать на его поддержку – разумеется, за определенную мзду. Из этого следует, что, работая в Казахстане, вы всегда должны платить за лояльность и поддержку как тщательно отобранным местным вождям, так и руководителям в центре, заводить клиентов. И в случае возникновения проблем необходимо сразу превращать эту ситуацию в конфликт между одними казахскими, как здесь говорят, агашками, с другими. И еще одно обстоятельство, облегчающее дело. Все, что производится местными предприятиями, не интересует никого. В этой стране интересными для серьезного инвестора могут быть только энергоносители, металлы и сырье. Других вариантов для долговременной деятельности иностранного бизнеса в Казахстане нет».
Тогда мне подумалось, как это предельно просто. А сейчас, по прошествии уже двух десятков лет, понимаешь, что за этой простотой кроются многолетний, даже многовековой опыт работы с отсталыми странами и народами, хорошее знание местных реалий и практическая сметка. Собственно, сам тот факт, что Казахстан прочно занял в мировой системе разделения труда место поставщика сырья, превратился в коррумпированную и деградирующую страну, доказывает: наши визави свое дело знают. А мы такие, какие есть.
2. За примерами далеко ходить не надо. Нефтегазовый сектор, единственный серьезный источник наших доходов, пал жертвой продажных аппетитов местных лидеров, спонсируемых иностранным капиталом. Всем известно о вывозе многомиллионных средств за пределы страны, что невозможно без прямого подкупа наших воротил. Или возьмите странные инфраструктурные объекты вроде ЛРТ в Нур-Султане, эти игрушки больших людей, легшие тяжелейшим бременем на бюджет страны. Зато все вышеперечисленное питает серьезными вливаниями транснациональный бизнес. Например, предлагаю обратить внимание на деятельность национального перевозчика авиакомпании «Эйр Астана». После ряда разрушительных для авиационной отрасли РК экспериментов казахстанское правительство обратилось к британской компании буквально с мольбой: помогите, дескать, вытащить казахстанскую авиацию из глубочайшего провала. «БАЕ Системз» справилось с задачей. Как известно, в «Эйр Астана» налажены современная система обеспечения безопасности, маркетинг. Но она работает не в безвоздушном пространстве, ее окружают многочисленные влиятельные особы и группы. Пусти их в эффективную компанию – и они тут же принесут туда свои «национальные особенности». Чтобы сохранить в неприкосновенности западные подходы к работе, для высокопоставленных «клиентов» и их близких пришлось создать многочисленные чисто формальные должности, где они и пребывают в спокойствии, уюте и сытости. Очевидно, это тоже одна из причин сумасшедших порой тарифов авиакомпании. Что ж, за право зарабатывать в коррумпированной стране надо платить, и платить щедро.
3. Последствия уже налицо. Впрочем, по-другому и быть не могло. Все «особенности», озвученные зарубежными коллегами, – это характеристика даже не власти, а господствующих в нашем обществе взглядов, ценностей, образа жизни. Иностранцы сразу увидели, что для наших людей государство – это всего лишь нагромождение теплых местечек и высоких должностей, занятых, по досадному недоразумению, чужими, враждебными кланами и родами. А потому главная задача – отбить эти ресурсы для прокорма своих. Возможность чудесного появления новых управленцев и чиновников, не берущих мзду и отрицающих даже намек на трайбализм, я воспринимаю как ненаучную фантастику.
А позитив я вижу лишь в том, что однажды нам придется снять розовые очки и начать реально оценивать свое общество, свою жизнь здесь. Автор: Кенже ТАТИЛЯ
Leave a Reply