«Хлопковое дело» на закате СССР стало одним из самых громких дел о коррупции, в ходе которого в тюрьме оказались высокопоставленные чиновники.
Тысячные взятки, огромные приписки, составы из пустых вагонов, в которых якобы перевозили хлопок, «чемоданы компромата» и невероятные масштабы обогащения партийной элиты Узбекистана. «Хлопковое дело», которое было лишь частью масштабного антикоррупционного процесса в Узбекистане, обросло огромным количеством настоящих и вымышленных подробностей. Между тем, дело это было действительно громкое, и иногда в прессе можно даже встретить утверждение, что оно и привело к распаду СССР.
Изобретение пороха. А при чем тут хлопок?
Во второй половине 1980-х планы по производству хлопка, спускавшиеся из центра в Узбекистан, увеличивались год от года. Чтобы понять «масштаб бедствия», приведем последние доступные цифры: в 2019 году, по прогнозам, урожай хлопка в стране составит чуть менее 3 млн тонн. А в середине 1970-х годов, при условии отсутствия современных технологий, в год Узбекистан сдавал порядка 4 млн тонн «белого золота» и даже больше.
Практически все посевные площади в УзССР были отданы под хлопок. Название книги «Ташкент — город хлебный» перестало быть понятным: хлеб здесь практически не выращивался. Все усилия и все ресурсы были брошены на хлопок: скажем только, что на его уборку выходили все, включая школьников, поэтому начало учебного года в республике здорово задерживалось. А студенты могли начать учиться вообще в ноябре.
Сборщик хлопка
Почему возникла потребность в таком огромном количестве сырья? Дело в том, что хлопок использовался не только в текстильной промышленности, но и для производства так называемого бездымного пороха. Хлопковое волокно, обработанное азотной кислотой, превращалось в нитроцеллюлозу — горючее вещество. На первых порах из нитроцеллюлозы делали пластик, в том числе широко распространенный целлулоид (его горючие свойства хорошо известны — целлулоид сгорает практически дотла и быстро). Второе важнейшее направление использования горючей целлюлозы — производство бездымного пороха. Причем этот порох был нужен не только для огнестрельного оружия, но и в качестве составляющей топлива в ракетных установках. Так что потребности военной промышленности в хлопке только росли.
Планы на год: 6 млн тонн хлопка
Промышленность требовала все больше и больше хлопка, план, который ставился перед республикой, становился все выше и достигал 6 млн тонн в год — цифра нереальная. Если только… не начать делать хлопок буквально из воздуха. Первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидов пытался, принимая на себя повышенные, а вернее, завышенные обязательства, объяснить, что подобные цифры недостижимы. Но против установленного плана возражать было невозможно
Leave a Reply