Азаттык выбрал семь кладбищ в разных регионах Казахстана и сравнил количество захоронений в июне и июле с данными за эти же месяцы прошлого года. На пяти из семи кладбищ число могил превысило показатели прошлого года в несколько раз.
ИЮЛЬ 2020-ГО
— В прошлом году в это время хоронили по два-три человека в день, в этом году — по 27–28 — так ситуацию в июле на кладбищах Тектурмас и Жас Килем в городе Таразе описывает Кадырхан Абдуллаев, директор компании ритуальных услуг, отвечающей за эти два места захоронений. Он один из тех, с кем беседовали корреспонденты Азаттыка, когда занимались подсчетами.
По данным администраций кладбищ Тараза, в июле прошлого в городе были похоронены 162 человека, в июле текущего — 458 человек. Абдуллаев и сотрудники его компании ощутили этот скачок смертности. По его словам, работа могильщика тяжела в любое время, но та пора была особенно сложной.
— Некоторые даже пытались уволиться. Мы помогали им копать землю с помощью экскаватора, но, согласно мусульманской традиции, внутреннюю часть могилы все равно приходилось копать вручную, — рассказал Абдуллаев.
Его слова подтверждаются подсчетами. Всего репортеры Азаттыка побывали на семи средних и малых кладбищах в пяти регионах страны, где подсчитали могилы умерших в июне и июле 2019 года и в те же месяцы в нынешнем году. Согласно полученным данным, количество людей, похороненных в июле 2020 года, в среднем на 347 процентов больше, чем количество похороненных в июле 2019 года.
На кладбище Жибек Жолы в Шымкенте удалось обнаружить 11 именных могил умерших в июле прошлого года и 70 — людей, скончавшихся в июле этого года. В середине августа, когда велся подсчет, там также насчитывалось 53 свежих безымянных могилы. Возможно, они также были выкопаны в течение летних месяцев.
Мы помогали им копать землю с помощью экскаватора, но, согласно мусульманской традиции, внутреннюю часть могилы все равно приходилось копать вручную.
В июле прошлого года на кладбище села Караоткель в Акмолинской области было похоронено 15 человек, в июле этого года — 49. Здесь увеличение показателя составляет 326 процентов. На кладбище села Талапкер близ Нур-Султана в июле прошлого года был похоронен один человек, в июле нынешнего там появилось семь новых могил. На кладбище села Шамалган Карасайского района Алматинской области увеличение четырехкратное: восемь могил за июль прошлого года и 32 — за июль нынешнего.
По данным комитета по статистике, количество умерших в Казахстане в июле этого года увеличилось в несколько раз по сравнению с предыдущими годами. В июле 2018 года в стране скончалось 11 289 человек, в июле 2019 года — 12 420 человек, в июле 2020 года — 28 178 человек. По официальным данным, число скончавшихся в июле этого года более чем в два раза превышает показатель прошлого года — на 15 758 больше потерянных жизней. Согласно официальной статистике, лишь 870 человек — это люди, умершие от коронавируса в этот период.
ИЮНЬ 2020-ГО
Алимжан работает могильщиком на кладбище близ села Шамалган в Алматинской области. Он тоже отчетливо помнит, какими тяжелыми для него и других работников были минувшие июнь и июль.
— Один человек может выкопать от силы три могилы в день. На большее не хватит сил, и спина не выдержит. Прежде мы работали здесь двумя бригадами. В те месяцы мы не успевали. Вызвали еще одну бригаду из села Ушконыр, — говорит Алимжан.
О том, что они «не успевали копать могилы», Азаттыку рассказал и могильщик на кладбище Шымкента, отказавшийся назвать свое имя. «Сейчас заявок стало меньше», — добавил он.
В администрации кладбища сообщили, что бывали дни, когда приходилось готовить десяток новых могил. «Такого количества заявок никогда прежде не было», — сообщил администратор, также пожелавший сохранить анонимность.
Всего на семи кладбищах, посещенных репортерами Азаттыка, количество захороненных в июне 2020 года увеличилось примерно на 260 процентов по сравнению с июнем 2019 года.
По данным комитета по статистике, в июне 2018 и 2019 годов скончалось около 10 тысяч человек, в этом году — почти 15 тысяч человек. Это 67-процентное увеличение по сравнению с прошлым годом. Согласно официальной статистике министерства здравоохранения, только 147 из 15 тысяч умерли от коронавируса.
ТРУДНОСТИ И ПОГРЕШНОСТИ
При подсчете могил у репортеров возник ряд сложностей. На крупных кладбищах захоронения располагаются не по дате смерти. Поэтому высока вероятность, что были подсчитаны не все могилы за указанные промежутки времени. Кроме того, на некоторых могилах, выкопанных в этом году, нет мемориальных досок с именами умерших. Поэтому определить месяц, в котором они скончались, не представляется возможным.
Как и в других странах мира, в Казахстане имела место избыточная смертность (excess mortality). Она отмечается во времена эпидемии в связи с ограничениями, накладываемыми эпидемиологической ситуацией и карантинными режимами. Например, когда людям, нуждавшимся в медицинской помощи по причинам, не связанным с коронавирусом (в том числе, в результате несчастного случая, приступа аппендицита и так далее), она не могла быть предоставлена или была предоставлена неправильно в силу различных факторов, например нехватки медперсонала или мест в больницах.
Кроме того, ситуация на семи кладбищах, которые посетили репортеры Азаттыка, не может считаться репрезентацией ситуации по всей стране, поскольку не отвечает требованиям проведения социологических исследований.
Тем не менее полученные данные позволяют зафиксировать значительное увеличение смертности в регионах, где расположены кладбища, в июне и июле текущего года. В этот период в стране отмечался резкий всплеск заболеваемости коронавирусом и пневмонией, возникший после отмены первого карантина, действовавшего с 16 марта по 11 мая.
По данным на 26 сентября 2020 года, когда верстался материал, в Казахстане официально было зарегистрировано 139 882 заразившихся коронавирусом (107 659 — с положительным ПЦР-тестом и 32 223 с отрицательным тестом за период с 1 августа) и 2 066 умерших (1 719 с положительным ПЦР-тестом и 347 с отрицательным).
Вокруг официальной статистики коронавируса в Казахстане много сомнений. С марта, когда в стране официально зарегистрировали первые случаи заражения, и вплоть до 2 августа министерство здравоохранения не публиковало данные о так называемой «ковидоподобной» пневмонии — такой диагноз с недавнего времени ставится при отрицательном ПЦР-тесте на COVID-19, но при наличии клинической картины. С начала августа эти данные обнародуют, но они по-прежнему не являются частью официальной статистики заражений коронавирусом и смертей от него. В нее так же не входят летальные исходы, когда COVID-19 была признана не основной причиной смерти, а «сопутствующим заболеванием».
Авторы: Дархан Умирбек, Аксауле Абитай, Нуртай Лаханулы, Дилара Иса, Нургуль Алина
Leave a Reply