Впереди планеты всей

Гипсовые бюсты президента России Владимира Путина и череп на уличном рынке в Курске. 17 марта 2019 года.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что «впервые в нашей новейшей истории Россия обладает самыми современными видами оружия, которые кратно превосходят по силе, мощи, скорости, точности все существовавшие и существующие сегодня». По словам главы государства, «такого оружия нет ни у кого в мире, во всяком случае, пока нет». Путин вспомнил о том, что в военно-промышленной отрасли Россия долгое время была в роли догоняющей, а сейчас ее саму приходится догонять другим.

Высказывания Путина сразу напомнили военные мультфильмы, которые демонстрировались во время президентской кампании 2018 года. Тогда власть сделала конфликт с Западом главной мобилизационной темой. Сейчас, учитывая новое охлаждение отношений из-за ситуации с Алексеем Навальным и поддержки Москвой Александра Лукашенко, мотивы противостояния, «осажденной крепости» снова актуализируются в публичном пространстве. Поэтому мы снова слышим о силе российского оружия.

Между тем в мире и в России многое поменялось и продолжает меняться. Долгое время военно-промышленный комплекс (ВПК) считался чем-то вроде двигателя всей экономики. Российская власть в своих публичных выступлениях продолжает воспроизводить эту картину. Однако сама экономика развитых стран стала другой, ведущую роль в ней играют сфера услуг и новые технологии. Достижения ВПК показательны, важны, но не сами по себе, а в комплексе с развитием других – современных – отраслей.

Путин говорит, что отставание в области ВПК ставило страну в опасное положение. При этом он, конечно, руководствуется традиционными представлениями о безопасности в мире конфликтующих сверхдержав: граждане могут быть спокойны, потому что у России есть инструменты сдерживания западной агрессии. Однако реалии последних десятилетий показали, что привычные концепции безопасности нуждаются в корректировке, если не в пересмотре.

Можно обладать самым высокоскоростным и суперточным оружием, но это не помогает защититься, например, от точечных террористических атак. Вооруженная по последнему слову военной техники страна в современном мире остается уязвимой против кибератак. 2020 год и вовсе преподал всему миру урок безопасности. Вспышка нового коронавируса, невозможность в эпоху постоянного перемещения людей по планете остановить распространение инфекции – и мощнейшие экономики мира остановились на несколько месяцев.

Пандемия, кажется, должна окончательно изменить приоритеты больших государств. Гражданину РФ, наверное, важно знать, что его страна надежно защищена от американских и натовских ракет. Но в какой мере защищены его жизнь и здоровье? Может ли он и его семья – особенно в небольшом городе – рассчитывать на качественное лечение при COVID-19? Рискует ли он потерять работу и зарплату? Неизбежно ли снизится качество его жизни? Таковы контуры современных представлений о безопасном мире и обществе. Ни на один из этих вопросов не помогают ответить успехи ВПК. Гонка вакцин сегодня гораздо актуальнее гонки вооружений.

Успехи России в строительстве ракет и самолетов могут радовать тех, кто работает в ВПК: государство их ценит, у них будут заказы. Но рядового гражданина сообщения о новом оружии вряд ли успокаивают. В последние годы экономическая стагнация перестала быть для него отвлеченным понятием – он почувствовал ее на себе. Его внимание гораздо сложнее переключить на внешнеполитическую повестку, чем два года назад. Говоря же о новом оружии, власть пытается воздействовать лишь на ту часть общества, которая осталась в 2018 году

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.