Палата представителей США приняла законопроект о предотвращении принудительного труда уйгуров. Он блокирует ввоз хлопковых изделий из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Автор билля Джим Макговерн заявил, что существуют неопровержимые доказательства существования концлагерей в регионе. Но Пекин отвергает обвинения, считая их частью информационной войны, развернутой Вашингтоном. Китай опубликовал Белую книгу, где говорится, что там действуют не лагеря, а центры переподготовки, где молодежь получает профессиональные навыки.
Правозащитные организации утверждают, что в учреждениях тюремного типа содержится более 1 млн уйгуров, где их заставляют изучать марксизм, отказываться от религии и работать на фабриках. Одобрив билль, американские законодатели не просто солидаризировались с правозащитниками, но и дали в руки администрации президента США Дональда Трампа еще один инструмент для давления на Пекин.
Законодательство теперь ожидает согласия Сената. Когда расхождения между двумя палатами будут устранены, билль поступит на рассмотрение Белого дома.
Пекин заявляет, что никакого принудительного труда в Синьцзяне нет. «Мы решительно выступаем против принудительного труда в какой-либо форме и полностью искоренили его», – сказал представитель МИД Китая Ван Вэньбин. Ранее правительство издало Белую книгу, где говорится, что в среднем власти автономного района с 2014 по 2019 год предоставляли ежегодно для 1,29 млн городских и сельских работников возможность профессионального обучения. Эти данные обнародованы впервые. Они даже несколько выше оценок, которые давали правозащитники и ООН, имея в виду места заключения.
Как подчеркивается в издании China Digest, власти Китая утверждают, что благодаря профессиональной подготовке им удалось улучшить социальную стабильность и качество жизни в регионе.
Пока представители истеблишмента в США и Китае ведут между собой ожесточенную полемику, знаменитым американским компаниям, продающим одежду и текстиль, приходится срочно искать выход из положения. Ведь 20% поставок хлопка на мировой рынок, по данным телеканала NBC, идет из Китая, и 85% приходится на Синьцзян. То есть рубашки, майки, белье, одеяла, ткани, в которых содержится хлопок, подпадают под рестрикции, если они ввезены из Синьцзяна или сделаны с использованием компонентов, произведенных в Синьцзяне.
В результате такие международные бренды, как L.L. Bean, Hugo Boss и Uniqlo, ищут способы, как убрать из своих производственных цепочек поставки из Синьцзяна. Но сделать это практически невозможно. «Примерно одна пятая одежды, ввозимой в США, содержит синьцзянский хлопок. Идентифицировать его – почти невыполнимая задача», – сообщает Scott Nova, структура, защищающая права рабочих.
В беседе с «НГ» Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения ВШЭ, сказал, что «Синьцзян называют китайским Техасом. Там есть нефть, газ, выращивание хлопчатника, виноградарство, виноделие. Китайцы наладили прекрасную логистику для поставок ширпотреба как из Синьцзяна, так и из приморских провинций прямо в американские универмаги. Если Вашингтон попытается эти связи перерубить, то это станет ударом не только по Китаю, но и по самой Америке», – поясняет эксперт.
Пекин, в свою очередь, ищет способ, как лучше защититься от нарастающего экономического давления США. Еще в прошлом году он грозил обнародовать черный список иностранных компаний, которые вредят интересам Китая. И вот Министерство торговли обнародовало критерии, по которым они могут попасть в число «неблагонадежных организаций».
Раньше аналитики за пределами КНР говорили, что в отместку за преследование на Западе китайского технологического гиганта Huawei Пекин может наказать такие американские фирмы, как Qualcomm, Cisco, Apple, Boeing, FedEx.
Но оказалось, что критерии очень расплывчаты. В документе Минторга говорится лишь то, что фирмам, группам или физическим лицам, которые ставят под угрозу суверенитет или безопасность страны, будет запрещено с ней вести торговлю или вкладывать в Китае инвестиции. А никаких конкретных организаций документ не назвал.
Как передала Wall Street Journal, один из вице-премьеров Китая предлагал назвать ненадежных торговых партнеров. Но вице-премьер Лю Хэ, главный китайский переговорщик по торговле, сказал, что публиковать черный список преждевременно. Нужно подождать итогов выборов в США.
Leave a Reply