Узбекистан, судя по статистике Минздрава, снова постепенно погружается в коронавирусную пропасть. И это при том, что этой статистике уже никто не верит. Достаточно посмотреть вокруг – на соседей, знакомых и родственников, чтобы понять – заболевших в разы больше, чем официально рапортует министерство, пишет колумнист Podrobno.uz Денис Довлатов.
Сегодня в стране сложилась патовая ситуация, когда любое решение будет плохим. Если число заболевших будет расти, а оно будет расти, учитывая любовь нашего населения к маскам на подбородке и этой неуемной жажде провести свадьбу на сотни человек, то мы вернемся в июль, когда отечественная система здравоохранения просто “задохнулась”. Все помнят эти мольбы о помощи в соцсетях, когда автомобили “скорой помощи” просто не приезжали к людям.
В такой ситуации власти просто не смогут закрыть глаза на сотни умирающих людей, а также десятки тысяч гневных постов в соцсетях. Вспомните, что было в июле – внезапно в самый разгар коронакризиса появились проблемы в работе Facebook. Именно эта соцсеть тогда стала площадкой для гнева населения на Минздрав, там появлялись душераздирающие истории о том, как люди умирали дома, не дождавшись врачей. И что в результате – новый карантин, неработающий Facebook и очередное крушение малого и среднего бизнеса.
Думаю, не стоит заблуждаться – если сейчас ситуация снова ухудшится, а все признаки этого налицо, ведь узбекистанцы с каким-то странным упорством раз за разом продолжают нарушать санитарно-гигиенические правила, власти вынуждены будут принять ряд ограничительных мер. И дело не в том, что они такие хорошие. Просто ни одна власть не может позволить себе завалить улицы мешками с трупами, как это было в Италии или Нью-Йорке, в преддверии нового избирательного цикла.
Да, это уже не будет полномасштабный карантин, как несколько недель назад. Но здесь возможны варианты – кафе и рестораны вновь заставят работать только на летних площадках, введут локдауны по выходным, школы вновь полностью переведут в онлайн.
С другой стороны этой чаши весов – материальное положение узбекистанцев, которые выживали во время пандемии скорее не благодаря помощи государства, а вопреки. Если сейчас ввести карантин, то многим просто нечего будет есть.
Большие проблемы ждут малый и средний бизнес. Уже сегодня социальные сети полны призывов представителей бизнеса, которые обращаются к власти и просят сделать ясный и четкий посыл, – гарантировать, что карантина больше не будет, иначе какой смысл снова вкладываться в запуск объектов услуг и сервиса, учебных центров и другого бизнеса, если их снова закроют через пару недель.
В этой ситуации много вопросов возникает к системе здравоохранения. Например, в 13-миллионой Москве на протяжении последнего месяца выявляют около 700 больных за сутки, и город практически этого не замечает. Ташкент с 2,6 миллионами населения быстро приближается к этому показателю, и нет гарантий, что система снова не затрещит по швам.
Напоследок хочется вспомнить экспертов Штаба по борьбе с коронавирусом, которые еще в начале июня с экранов отечественного ТВ хвалились уникальной узбекской системой лечения ковида, которая якобы может быть экспортирована и в другие страны. Тогда и показатели смертности и выявления новых больных, по их словам, были вполне впечатляющими. Но спустя всего каких-то пару недель все пошло в разнос.
Не хочется, чтобы сейчас именно эти люди решали, будет ли новый карантин или нет. Возможно, пришло время, чтобы кто-то из правительства выступил и расставил все точки над “i”. Например, заявил, что в стране столько-то коек, система способна выдержать столько-то больных в день, и только после перехода этого рубежа будут введены ограничения. Можно сказать и другое – уважаемые узбекистанцы, несмотря на любые показатели новых больных, мы больше не будем вводить карантин. При этом население должно взять на себя определенные и простые обязательства – носить маски нормально, а не на подбородке, сохранять социальную дистанцию в общественных местах.
Любое из этих заявлений будет лучше тревожного ожидания, в котором застыла вся страна. Народ и бизнес ждет определенности, ход за властью.
Leave a Reply