Знаете ли вы что такое шажара? Это мусульманский родословный документ, который нынче хранится далеко не в каждой семье.
Тем не менее, недавно мне довелось побывать в гостях у моих старых друзей. За пловом и чаем вспоминали прошлое. Тут мне и показали шажару.
Оказалось, гостеприимные хозяева были прямыми наследниками династии согдийских купцов, о чем повествовал бережно хранимый в семье антикварный документ.
Вплоть до начала XX века считалось, что каждый правоверный тюрк или перс обязан помнить имена не менее семи колен своих умерших предков. Причем необходимо было знать и об их делах или важных событиях, в которых они отличились.
Небезызвестный средневековый ученый Абул Гази в своей книге «Родословная Татар» писал: «Турки (Тюрки) и Тацики (Таджики) имеют обычай не восходить, читая свое родословие, выше седьмого колена». То есть, знать можно было и больше, но называть нужно было не меньше семи колен своего рода. Семь колен – это 300 лет чистой, никем не искаженной родовой истории. Она должна храниться в вашей голове и в вашем доме в старинных рукописях, которые никто не может изъять и исказить.
Мои друзья дополнили шажару многими подробностями. А кульминацией этого увлекательного рассказа стал неожиданный выход из соседней комнаты убеленной сединами хозяйки дома, опоясанной красивым серебряным поясом.
Судя по узорам, я предположил, что это украшение имеет явно армянское происхождение. Мою догадку подтвердили, поведав о своих предках, неоднократно ходивших с караванами по Великому Шелковому пути еще в Средневековье. Что уникальный пояс датируется, по мнению российских ученых из Эрмитажа, XII-XIII веками. Питерские коллекционеры неоднократно предлагали продать его за баснословные деньги, но самаркандская семья не пожелала отдать столь драгоценную реликвию в чужие руки…
На Великом Шелковом пути была так называемая “Южная дорога”, которая через Бактрию и Согдиану выходила в Месопотамию и Сирию, проходя через армянский Арташат к портам Черного моря.
Главным товаром и предметом обмена в армянских городах был китайский шелк и изделия из него. Кроме византийцев и персов, в Арташат и Двин приезжали торговать купцы из Индии, Иберии (Грузии), и “почти от всех народов, подвластных Персии и даже римлянам”, сообщает Прокопий Кесарийский. Торговые караваны, шедшие как в Константинополь, так и на восток, пополнялись здесь товарами местного происхождения: Армения предлагала ковры, кармир-вордан – красный краситель, точильные камни, квасцы, драгоценные камни и ювелирку, парчу и, наконец, пояса. О арабский автор того времени Ибн-Хаукаль писал, что “ничего подобного нет в прочих землях”.
Армяне, в отличие от всех других восточных народов, любивших золото, всегда отдавали предпочтение серебру. Пояса из него носили люди знатные, богатые. Причем как мужчины, так и женщины. Мужчины любили тонкие, женщины-наоборот. Эти украшения были в моде вплоть до 70-80-х годов ХХ века.
Армянская техника работы с серебром весьма богата и разнообразна: скань, чернь, эмаль, роспись, литье, штамповка, гравировка. Серебро дает возможность варьировать, чего о золоте не скажешь.
Серебряный пояс, который надевали поверх платья, был важнейшей деталью женского национального костюма армян. Он украшался драгоценными камнями, что говорило о достатке. Пояс считался и защитным амулетом от болезней.
Мужские серебряные пояса были символом мужества, а золотые пояса — символом достатка. Они были обязательными элементами одежды для мужчин и женщин. Юноши впервые надевали пояса только в день свадьбы – это был подарок от родителей невесты.
Практически ни один их купцов на Великом Шелковом пути, побывавший в Армении, не возвращался на родину без престижного серебряного пояса. Один их и бережно хранится в самаркандской семье с той легендарной поры.
Leave a Reply