На 11-м квартале густонаселенного многоэтажного массива Юнусабад в Ташкенте некая частная фирма начала застраивать стадион средней школы №240, а также часть территории школьного двора. В школе учится более тысячи учеников, и стадион у нее был всегда, с момента открытия в уже далеком 1972 году.
Чтобы родители школьников не возмущались, для детей установили “клетку” – мини-стадион, наподобие тех, что сооружаются во дворах многоэтажек и на обочинах дорог для любителей погонять мяч. Тем, кто в ней не поместится, очевидно, придется довольствоваться школьным спортзалом: тренировки на свежем воздухе теперь будут не для всех, а о пробежках вообще придется забыть.
Вот что планируется построить на месте школьного стадиона. О том, что это именно школьный стадион, в рекламных проспектах не говорится
11-й квартал – центральный на Юнусабаде, где проживает более 200 тысяч человек. Узнаваемый ориентир: торговый центр Мегапланет. Именно этот квартал в 2018 году посещал со своими пятьюдесятью или ста охранниками президент Мирзиеев, ради торжественного открытия детского сада после капитального ремонта. Стадион – прямо в центре квартала.
На нем десятилетиями занимались спортом не только школьники. И по утрам, и по вечерам он был буквально усыпан людьми всех возрастов, старающимися следить за своим здоровьем: детьми, взрослыми, пожилыми, совершающими пробежки, делающими зарядку, играющими в футбол или в бадминтон. Других мест для этого на квартале нет.
“Раньше я ходил сюда утром бегать, – говорит житель одного из близрасположенных домов. – Это не блажь, это здоровье человека. Теперь бегать негде”.
И вот теперь территория школьного и одновременно квартального стадиона, тихо застраивается. Оказалось, она продана. Ведь территория – это деньги. А сколько всего стадионов в двухмиллионном Ташкенте? То-то и оно.
Скажу прямо: уничтожение стадиона – это уничтожение жизненного пространства десятков тысяч людей, убийство целого квартала, превращение его в асфальтово-бетонное гетто, с сопутствующим снижением всех цен на недвижимость, обкрадывание каждой живущей здесь семьи.
Такое невозможно было представить не только в поносимое некоторыми советское время, но даже при Исламе Каримове.
Территория 11-го квартала Юнусабада. Школьный стадион до начала застройки
К первым “захватническим” действиям застройщик приступил еще несколько месяцев назад: установил прочные ворота в ограде задней части школьного двора, развесил рекламные плакаты о том, что здесь планируется построить, и провел некоторые работы по рытью котлована. После чего все прекратилось.
Возможно, это совпало не с запретом на строительство, как подумали было жители окрестных домов, а с введением режима “самоизоляции”; так или иначе, с начала весны до середины июня строительные работы не велись.
А две недели назад вдруг заурчала строительная техника. Одна за другой стали прибывать бетономешалки и заливать фундамент. То ли открылся, то ли возобновил свою работу устроенный поблизости офис продаж. В нем рекламируется “комфортное жилье” на месте школьного стадиона. Фирма-застройщик Komfort House BM, но ее название ни о чем не говорит, это обычная “однодневка”, созданная ради одного проекта. Ее адресом указывается 11-й квартал Юнусабада, то есть, место самой стройки.
Так территория стадиона выглядит сейчас
Теоретически у нее можно было бы попытаться выяснить, когда и на каком основании она получила этот участок. Был ли публичный тендер на застройку школьной территории? Если да, то когда именно, и какие еще компании приняли в нем участие? И кому именно будут принадлежать квартиры в новых “элитных” многоэтажках? Только ответы на эти вопросы она давать вряд ли захочет.
Можно не сомневаться, что территория стадиона предоставлена (продана) застройщику одним из трех чиновников. Либо это нынешний хоким (глава администрации) Ташкента Джахонгир Артыкходжаев, либо его предшественник Рахмонбек Усманов, который сейчас возглавляет Юнусабадский район (это он велел снести продовольственный рынок на массиве Сергели, чтобы весь поток покупателей направить в супермаркет “Korzinka.uz”), либо предыдущий хоким Юнусабадского района Бахтиер Абдусаматов (родственник Зелимхана Хайдарова, бывшего заместителя главы администрации президента Узбекистана), которого в 2019 году приговорили к 5 годам заключения за коррупцию.
Но даже неважно, кто из трех перечисленных назначенцев президента Мирзиеева в замешан в передаче земли в данном случае (они передали таким образом сотни участков), потому что им движет не личная корысть, а непосредственная политика президента Мирзиеева, к которому и тянутся все коррупционные ниточки. В противном случае и застройщик и тот, кто передал ему эту землю, уже были бы арестованы.
Общая схема присвоения земельных участков сегодня выглядит так: та или иная общественная территория вдруг начинает огораживаться. Встревоженные жители соседних домов отправляются на встречу с представителями застройщика и те им показывают бумагу: на основании того, что вся земля в Узбекистане считается государственной, данная территория отдана хокимом города этому самому застройщику для сооружения элитного жилого комплекса (вариант: бизнес-центра). На основании чего хоким передал кому-то эту землю, не объясняется.
Несмотря на очевидную противозаконность этого решения, все последующие суды (а судьи назначаются президентом, и выполняют его указания), признают его правильным и справедливым. И на “государственной” земле, занятой или частными домами, или общественной территорией, вырастает частный жилой комплекс, квартиры в котором предполагается распродать по весьма приличным ценам.
Следует отметить, что компания-застройщик при этом, как правило, создается специально для строительства одного объекта – чтобы скрыть истинного бенефициара.
Таким образом на третий-четвертый год после того как Мирзиеев занял президентскую должность в крупных городах Узбекистана, прежде всего, Ташкенте, стали массово застраиваться общественные пространства – парки, зеленые зоны, детские площадки, буквально все. Жилые комплексы втыкаются куда попало без сооружения автостоянок, прокладывания новых линий газо- и водопровода, канализации. Президент всего этого как бы “не замечает”, в то время как лакейские СМИ гонят шумовые волны о его “великих реформах”.
Здесь самое время напомнить, что объем совокупного государственного долга Узбекистана с 9,5 миллиардов долларов в 2016 году возрос до 21,5 миллиарда к октябрю 2019-го, а по состоянию на 1 января 2020 года достиг уже 24,4 миллиарда, в течение одного только последнего года увеличившись на 40,9 процента.
Судя по тому, что происходит в стране, Мирзиеев безостановочно набирает кредиты где только возможно, от имени всего государства, а затем использует эти деньги для собственной наживы, вкладывая через доверенных лиц в строительство жилых домов повышенной комфортности. Возможно, ведется и скрытая торговля земельными участками, формально считающимися государственными, осуществляемая с помощью хокимов, то есть прямых или опосредованных назначенцев президента.
Можно не сомневаться, что большая часть застройщиков, получающих самые лучшие земельные участки в престижных местах столицы, так или иначе связана с Мирзиеевым, его зятьями и другими родственниками, его приближенными, а также послушно выполняющим их “заказы” нынешним хокимом Ташкента Джахонгиром Арыкходжаевым.
И вот теперь они добрались до школьного стадиона.
Сколько вам занесли денег за его продажу, Артыкходжаев? А сколько перепало вам, Мирзиеев? Или надеетесь получить в будущем?
И если вы отдаете под застройку один школьный стадион, означает ли это, что теперь официальная политика государства Узбекистан направлена на их передачу застройщикам для возведения “элитных” комплексов? Означает ли это, что в стране начала осуществляться программа по ликвидации школьных стадионов?
Если нет – и в этом, и во всех подобных случаях застройщики должны быть отозваны, а раскуроченные ими территории благоустроены и возвращены школам.
Если да, то, поскольку ваши “реформы” финансируют АБР, ИБР и ЕБРР, возникает жизненно важная необходимость направить в эти организации запросы относительно того, поддерживают ли они программы по уничтожению школьных стадионов, детских садов, парков и зеленых зон. То есть того, на захват чего вы тратите деньги, предоставляемые не лично вам и вашим зятьям, а всему Узбекистану, – на проведение экономических преобразований.
Заодно и выясним, считают ли они реформами все вышеперечисленное, и действительно ли полагают, что ради застройки школьных стадионов необходимо выделять миллиарды долларов.
Статьи по теме:
Захват земли в Узбекистане. Как украсть детский сад
Как украсть городской парк. В “Гульшане” началась вырубка деревьев
Алексей Волосевич
Leave a Reply