Голод и стихийные бедствия толкают некоторых жителей Туркменистана на крайности, достаточно редкие для репрессивного режима туркменских властей, люди теперь начали публичные акции протеста против правительства.
Некоторые граждане Туркменистана, похоже достигли предела своего терпения в отношении неумелого руководства правительства, когда власти демонстрируют безразличие к бедственному положению населения.
Вряд ли можно обвинять этих граждан.
Уровень жизни в Туркменистане резко упал за последние пять лет.
Существует нехватка продовольствия, нехватка денег, более половины квалифицированной рабочей силы либо безработные, либо крайне низкооплачиваемые, правительство, столкнувшись с сокращением доходов, все больше перекладывает финансовое бремя на людей, теперь есть опасения по поводу распространения коронавируса, который как настаивает правительство, никого не затронул в Туркменистане. Кроме того, природные бедствия усугубляют страдания населения.
13 мая толпа, как сообщал независимый сайт Turkmen.news, насчитывала до 1000 человек, собравшихся в Железнодорожном районе восточного города Туркменабата (ранее Чарджоу) в Туркменистане, чтобы выразить свой гнев по поводу очевидного отсутствия у властей беспокойства в связи с нанесенным стихией ущербом.
Ураганные ветры, сопровождавшиеся проливными дождями обрушились на регион 27 апреля.
Правительство не оказало никакой помощи.
4 мая проливные дожди снова обрушились на этот район.
Помощь все еще не пришла. Это даже не было упомянуто в государственных новостях.
И снова, дожди начались 13 мая, и на этот раз люди вышли на улицы, чтобы пожаловаться на то, что электричество в их районе не было восстановлено после ветров 27 апреля, и в это время подвалы в зданиях заполнялись водой без каких-либо попыток откачать ее, и застойная вода не только нанесла дополнительный ущерб домам и предприятиям, некоторые из которых потеряли свои крыши во время шторма, но и стала питательной средой для комаров.
Жители Туркменабада протестуют против бездействия властей после урагана
Если 13 мая на улицах Железнодорожного района Туркменбата действительно было около 1000 человек, это делает событие крупнейшим митингом, выражения недовольства правительством страны с момента обретения независимости в 1991 году.
Публичные демонстрации недовольства властями являются рискованным предприятием в Туркменистане.
Последние крупные протесты против правительства были в июле 1995 года. Тогда было два протеста, оба в Ашхабаде.
12 июля 1995 года группа из нескольких сотен человек вышла на центральную площадь в Ашхабаде, чтобы протестовать против тяжелых экономических условий и правительства тогдашнего президента Сапармурата Ниязова.
Только около 200 человек добрались до площади, так как полиция задержала людей на пути к центру города. Митинг был окончательно разогнан, и полиция задержала десятки демонстрантов, которые, по словам властей, участвовали в «антисоциальной провокации» и были «накачены наркотиками и алкоголем».
Это была самая крупная акция протеста в Туркменистане на сегодняшний день, хотя другая акция протеста состоялась позднее в том же месяце, когда группа из примерно 100 женщин прошла маршем к президентскому дворцу, также протестуя против ухудшения ситуации и суровых действий правительства, которые также быть схвачены силами безопасности, прежде чем они достигли дворца.
С тех пор не было никаких антиправительственных протестов такого масштаба, по крайней мере, до недавнего времени.
Но прежде чем рассматривать другие недавние примеры выражения недовольства в Туркменистане, стоит уделить внимание рассмотрению роли местных чиновников, которые часто перетасовываются, в связи с этим среди них мало тех, которые находились бы на своей должности достаточно долго, чтобы хорошо ознакомиться со своими обязанностями.
В декабре 2018 года, когда экономика Туркменистана продолжала стремительно падать, нынешний президент Гурбангулы Бердымухаммедов сказал областным администрациям, что им придется найти свои собственные источники финансирования, которые, среди прочего, вызвали резкое увеличение количества штрафов, вынесенных за нарушение правил дорожного движения.
По сути, местные чиновники несут ответственность за решение своих собственных проблем, и это уже оказалось рискованным для самих чиновников.
В Дашогузе в октябре 2017 года группа родителей, в основном матерей, направилась в областной отдел образования, чтобы пожаловаться на решение резко увеличить плату за обучение детей в детских садах.
Чиновник из отдела образования вышел, чтобы поговорить с группой протестующих, и предложил им передать свои жалобы в мэрию города.
После протеста против повышения оплаты детского сада чиновника в Дашогузе обвиняют в «призыве к восстанию против власти»
Группа направилась к мэрии, но была перехвачена полицией.
Чиновник из отдела образования был уволен, а затем задержан по обвинению в попытке подорвать авторитет государства.
Поэтому неудивительно, что когда помощь действительно прибыла в Железнодорожный район Туркменбата 14 мая, она пришла в форме заместителя мэра в сопровождении полиции, которая пришла, чтобы помочь контролировать начало ремонтных работ. В сообщении не упоминалось, где был мэр в то время.
10 мая в районе Сапармурат Туркменбаши Дашогузской области группа женщин ждала очереди, чтобы купить муку, когда случайно прибыл на место глава района Сердар Мередов.
Женщины узнали Мередова и покинули очередь, чтобы окружить его и пожаловаться.
«Это вы во всем виноваты, – говорили они, – по сообщениям, – вы сажаете только хлопок, и теперь нам нечего есть».
Начальник района Мередов быстро сбежал с места происшествия и отправил полицию, чтобы задержать женщин.
Действительно, по распоряжению президента Бердымухаммедова часть земель, которые использовались для выращивания пшеницы и зерна, было передано для производства хлопка, для того, чтобы попытаться компенсировать потери, понесенные в результате падения продаж природного газа, основного и почти единственного источника экспортных доходов Туркменистана.
Очевидно, что озабоченность государства по поводу падения доходов и необходимости продавать хлопок вместо производства пшеницы не находит отклика у общества, которое испытывает проблемы с питанием.
В начале апреля в провинции Мары прошли небольшие протесты по поводу нехватки муки и растительного масла.
3 апреля группа из нескольких десятков человек, в основном женщин, из деревень на окраине города Мары, ненадолго заблокировала дорогу, соединяющую город с остальной частью страны, а затем направилась к зданию администрации провинции, чтобы пожаловаться на отсутствие продуктов.
Чиновники провинции быстро отправили грузовик на место происшествия, чтобы раздать группе протестующих по две килограммовые упаковки муки.
4 апреля около 30 женщин собрались возле администрации провинции Мари, чтобы пожаловаться на дефицит муки и растительного масла, а также на рост цен на эти и другие основные товары.
Губернатор, два его заместителя и начальник полиции вышли на встречу с женщинами, и, по данным независимого сайта “Хроника Туркменистана”, губернатор пообещал решить проблему в течение трех дней.
Дефицит муки в Туркменистане спровоцировал вспышку недовольства у населения
Эти кипящие волнения вряд ли исчезнут в ближайшее время. Как уже упоминалось, основным источником доходов Туркменистана, от 70 до 80 процентов является продажа природного газа.
С 2014 года цена на газ резко упала, и в этом году она может упасть еще ниже, поскольку падение цен на нефть снижает цену на газ.
Кроме того, основной потребитель туркменского газа, Китай, который за последние годы закупил более 30 миллиардов кубометров природного газа из Туркменистана, несколько недель назад дал понять, что в этом году сократит импорт на 20-25 процентов, в то время как Пекин занимается своими собственными проблемами связанными с экономическим спадом.
И в добавок ко всему, в то время как Туркменистан борется с последствиями разрушений жилых домов и предприятий в регионах Лебап и Мары, а вся страна сталкивается с нехваткой основных товаров, правительство Туркменистана направляет помощь в Россию и Иран, чтобы помочь этим странам справиться с коронавирусом, а также в Афганистан, чтобы помочь нуждающимся там, хотя часть помощи отправленной в Афганистан была перехвачена талибами в провинции Фарьяб, и, что удивительно, в Узбекистан, чтобы справиться с ущербом, нанесенным тем же наводнением в начале мая, когда прорвалась плотина, а в провинциях Лебап и Мэри в Туркменистане люди не получали никакой помощи от правительства после урагана и проливных дождей.
Группа граждан Туркменистана в Соединенных Штатах собрала около $5000, чтобы помочь жертвам шторма 27 апреля, но туркменские власти предотвратили отправку денег, и служба безопасности Туркменистана, как сообщается, угрожала жителю провинции Лебап, который должен был получить помощь и распространить его.
Граждане Туркменистана за рубежом выразили протест против неспособности правительства принять соответствующие меры для облегчения страданий граждан страны.
15 мая туркменские граждане в Стамбуле провели митинг возле консульства Туркменистана, чтобы выразить солидарность с жителями провинций Лебап и Мэри и напомнить, что по меньшей мере 35 человек в этих двух провинциях погибли в результате шторма 17 апреля, еще одна деталь, о которой туркменские государственные СМИ и чиновники не упомянули.
Туркменистанцы в Стамбуле протестуют против бездействия туркменского правительства в ликвидации последствий разрушительного урагана
Несколько туркменских граждан на Кипре также провели 11 мая митинг в поддержку жертв в провинциях Лебап и Мэри, с критикой туркменского правительства за то, что оно ничего не сделало, чтобы помочь пострадавшим от шторма.
А в Вашингтоне два туркменских гражданина держали плакаты возле посольства Туркменистана, напоминающие о людях, чьи смерти от шторма даже официально не были признаны властями.
И, конечно же, жители Туркменистана обеспокоены коронавирусом.
Несмотря на неоднократные заявления правительства о том, что этот вирус отсутствует в Туркменистане, все больше доказательств того, что он уже наносит урон стране.
Есть сообщения о том, что пациенты с коронавирусом были переведены из регионов в лучше оборудованные медицинские учреждения в Ашхабаде и сообщения о внезапном увеличении количества захоронений в столице.
Кроме того, в Туркменистане растет уличная преступность.Из Ашхабада поступают сообщения об ограблениях женщин на улицах.
Leave a Reply