Пандемия COVID-19, которая как признали власти, начала распространяться в Таджикистане 30 апреля, еще раньше повлияла на Рогунскую ГЭС, один из самых важных для жизнеспособности страны проект.
Нет, вирус, к счастью, не выявлен у рабочих, однако «заморозил» темп работы, замедляя сам процесс строительства. В соответствии с утвержденным планом возведения гидроэлектростанции, Рогунская ГЭС должна быть полностью введена в действие в 2029 году.
Сейчас же существуют опасения, что пандемия коронавируса может повлиять на сроки ввода в эксплуатацию этой «стройки века». Темпы строительства, по словам одного из работников этой ГЭС, после ввода ограничения в марте на воздушное сообщение между странами, стали ниже ранее намеченных. Этот работник, который находится сейчас у себя дома, сказал 13 мая Радио Озоди, что «объемы работ уменьшились, сейчас продолжаются только работы с агрегатами, но работы по возведению плотины должны быть продолжены».
Итальянская компания Salini Impregilo, которая является ответственной за строительство ГЭС, в своем официальном сообщении по итогам первого квартала этого года заявила, что работы на станции продолжаются. В пресс-релизе от 13 мая говорится «работы на большинстве строительных объектах в Америке, Австралии, Эфиопии и Таджикистане с учетом требований правил техники безопасности и охраны труда продолжаются».
Правительство Таджикистана подписало в 2016 году контракт с этой компанией на сумму 3,9 млрд долларов и до настоящего времени уже введены в строй два агрегата ГЭС. Еще должны быть установлены 4 других агрегата, после чего уже установленные первые два агрегата будут заменены. Государственные телевизионные каналы ранее рапортовали о том, что строительство гидроэлектростанции идет быстрыми темпами. Радио Озоди не удалось связаться с представителями Рогунской ГЭС, чтобы уточнить эти вопросы.
Если Рогун будет полностью возведен, мощность его 6 агрегатов составит 3600 мегаватт и эта ГЭС будет вырабатывать более чем 17 млрд киловатт-часов электроэнергии в год, став крупнейшей в Центральной Азии. Таджикистан превратится тогда из страны-импортера электроэнергии, где зимой вводится лимит на потребление электроэнергии, в крупнейшего экспортера электроэнергии в этом регионе.
Рустам Кудратов, депутат Маджлиси намояндагон и председатель Партии экономических реформ, сказал 28 апреля Радио Озоди о том, что Рогун также может пострадать от распространения пандемии, но не настолько: «Строительство движется вперед, найдены средства для других агрегатов ГЭС. Думаю, что кризис не сильно повлияет на строительство, и конечно же, оно будет продолжено. Это ведь стройка века».
Иные перспективы
Однако не все так оптимистичны, как этот таджикский депутат, и описывают другую ситуацию.
Филлипо Менга, итальянский эксперт, который очень хорошо знаком с ситуацией на Рогунской ГЭС, сказал Радио Озоди, что Рогун, как и другие крупные объекты, ощутит на себе последствия распространения СОVID-19. По его словам, «как и другие проекты, строительство плотины из-за распространения пандемии СОVID-19 замедлится. Хотя и страны Средней Азии, особенно Туркменистан, утверждают, что количество заболевших коронавирусом небольшое, можно предположить, что новый коронавирус очень распространен в регионе, в том числе и в Таджикистане. В среднесрочной перспективе пандемия COVID-19 особенно затронет рабочую силу на стройках, как, например, на строительных площадках в Катаре, где должен пройти чемпионат мира по футболу 2022 года. Даже если правительство не воспримет угрозы распространения коронавируса всерьез, рабочие все равно будут заболевать и не смогут дальше работать».
До настоящего времени в Таджикистане официально зарегистрировано более 800 зараженных новым коронавирусом. По имеющейся информации, из страны сейчас не могут выехать обратно несколько итальянских инженеров, которые приехали в Таджикистан в декабре прошлого года и «застряли» из-за временного ограничения на воздушное сообщение между странами. Италия является одной из стран в мире, где отмечается вспышка COVID-19, повлекшая болезнь сотен тысяч и смерть десятков тысяч людей.
По словам Филиппо Менга, если даже у итальянских инженеров из Salini Impregilo будет возможность вернуться в Таджикистан, они, возможно, в целях безопасности не захотят продлевать свои контракты. Он добавил: «Как и итальянские инженеры, у которых сейчас нет возможности приехать в Таджикистан, и которые сейчас находятся в Италии. В стране, которая переживает серьезный кризис и ввела жесткие ограничения на передвижения и экономическую деятельность, занятие бизнесом и хозяйственную деятельность. Если этим высококвалифицированным инженерам и рабочим будет разрешено выезжать в командировки (у некоторых такие возможности действительно есть), они возможно не захотят вернуться сюда, чтобы снова следовать строгим нормам передвижения и соблюдению социальной дистанции».
В действительности, местные власти в Рогуне объявили об ограничениях в передвижении по городу и рекомендовали жителям не выходить без острой необходимости из домов. По словам источника Радио Озоди, если и даже в Таджикистане коронавирус будет побежден, его экономические последствия для Рогунской ГЭС будут критическими.
Сокращение доходов для финансирования стройки
Есть явные признаки снижения доходов, которое связывает власти в плане инвестирования строительства ГЭС по рукам и ногам. Очевидная нехватка средств для продолжения работ заставила власти освободить компанию «Tractebel Engineering S.A.» 5 мая от уплаты большого налога в бюджет. Таджикские депутаты приняли поправки к бюджету 2020 года и налоговые льготы на прошлой неделе.
Филлипо Менга говорит, что экономические последствия пандемии для Рогуна будут очень серьезными: «В среднесрочной и долгосрочной перспективе пандемия будет иметь разрушительные последствия для глобальной экономики, и в ближайшие несколько лет мир будет стагнировать. Сейчас непонятно, как Таджикистан будет финансировать строительство ГЭС или погашать взятые ранее кредиты. У меня было такое же мнение и до начала пандемии. С учетом текущей ситуации и влияния пандемии, правительство Таджикистана уже ощущает сокращение денежных переводов от таджикских трудовых мигрантов и, вероятно, в сложившихся условиях потратит гораздо больше средств из бюджета на сферу здравоохранения и смягчение последствий кризиса, что делает финансирование дальнейшего строительства Рогуна еще более сложным».
Эмомали Рахмон, президент Таджикистана, в своем прошении к руководителю Международного валютного фонда об оказании помощи в это трудное для всего мира время, признал, что «кризис, связанный с коронавирусом, уже нанес ущерб бюджету страны в размере 384 миллионов долларов». В этом письме, с которым ознакомлено Радио Озоди, говорится, что денежные переводы, от которых сильно зависит экономика страны, сократились в марте и первой половине апреля на 80 миллионов, или в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Анатолий Колесниченко, украинский специалист, который также работал на Рогунской ГЭС, говорит, что не столько сам коронавирус повлияет на Рогун, сколько его экономические последствия. Он сказал Радио Озоди: «Во-первых, проблемы возникнут у всей экономической отрасли, не только у Рогуна. И если Таджикистан объявит ограничение на передвижение граждан, то это окажет свое влияние и на строительство ГЭС. Во-вторых, нехватка финансовых средств для продолжения строительства станции».
В прошлом году правительство Таджикистана потратило на строительство ГЭС 250 млн долларов. Для продолжения строительства Рогуна в 2017 году было продано государственных «евробондов» на сумму 500 млн долларов.
Анатолий Колесниченко говорит, что «для того, чтобы запустить оставшиеся агрегаты ГЭС, нужно проделать большой объем работы и нужны огромные средства для этого. В Таджикистане же нет таких денег и сейчас невозможно взять в кредит такие деньги у других».
Кредиты в случае крайней необходимости
Однако в письме Эмомали Рахмона на имя директора-распорядителя МВФ говорится, что власти предпринимают все попытки, чтобы продолжить финансирование строительства ГЭС в этом году на запланированном уровне: «В 2020 году необходимо продолжить финансирование в соответствии с согласованным графиком проекта. Ожидается, что в 2020-2022 годах его объемы составят до 1,1 миллиарда долларов».
В настоящее время правительство заявляет, что для финансирования строительства ГЭС оно будет брать «льготные» кредиты только в случаях острой необходимости и предпримет усилия, чтобы изыскать необходимые финансовые средства без увеличения внешнего долга страны.
Однако остается неясным, каким образом власти, которые потратили в прошлом году на строительство 250 млн долларов, найдут в этом году еще большую сумму для возведения Рогунской ГЭС. Но главное, по словам Анатолия Колесниченко, это завершить основные работы на ГЭС, поднять плотину и проложить все тоннели. Он считает, что сейчас на стройке нет таких работ, которые обязательно нужно было бы продолжить или приостановка которых могла бы сказаться на безопасности объекта: «Таких работ, которые нужно было бы проводить, чтобы предотвратить какие-нибудь аварии, нет. Агрегаты работают, и работы по установке других агрегатов будут продолжены. Даже если вдруг все остановится, бояться нечего».
Но самый большой риск, по словам Филлипо, заключается в недостатке инвестиций для исполнения финансовых обязательств перед Salini Impregilo. По словам этого исследователя, «главный риск состоит в нехватке средств, что может вынудить правительство отказаться от договора с компанией и тогда оно должно будет заплатить большую неустойку за расторжение договора».
Если этого не произойдет, то по словам собеседника Радио Озоди, возможно, что запуск третьего агрегата Рогунской ГЭС, который планируется в 2024 году, может быть отложен из-за пандемии коронавируса, который начался в Китае в коне 2019 года.
Leave a Reply