Экологическая безграмотность приводит к трагедиям

По мнению специалистов, рост количества экологических трагедий связан с тем, что нет долгосрочных планов работ по предупреждению и предотвращению стихийных бедствий, природных катаклизмов.

Ежегодно в стране с потеплением погоды и из-за обильных дождей регистрируется множество селей, паводков и оползней.

С 3 по 6 мая в нескольких районах Джалал-Абадской области прошел сель и выпал град, из-за чего был нанесен ущерб в 6 млн 307 тысяч сомов. От стихийного бедствия пострадали посевные поля и пашни земледельцев, фруктовые сады, жилые дома. Погибли 53 голов мелкого рогатого скота.

МЧС предупреждает, что в мае в связи с ожидаемыми локальными ливневыми дождями в горных и предгорных районах Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской области селеопасно, на реках ожидается подъем уровня воды. Тем временем стало известно, что владельцам, не застраховавшим свои дома и которые в последствии были повреждены во время селей, компенсации выплачиваться не будут.

Лейлектеги селдин кесепети

Образовавшийся из-за многодневного дождя сель нанес урон земледельческим полям, затопил жилые дома в Баткенской и Джалал-Абадской областях. Фермеры и животноводы понесли убытки. Нанесенная сумма ущерба в Баткенской области оценивается в 55 млн 276 тысяч сомов.​

Экологи и специалисты изучающие почву отмечают, что в Кыргызстане проводятся работы только по устранению последствий стихийных бедствий, а не по их предупреждению. В этой статье мы хотим рассказать об инициативах, взглядах и стратегических видениях экологов.​

Исчезающие леса

Экологи считают, что одной из причин резкого сокращения лесных площадей являются природные катаклизмы. Жунус работает лесником в Джалал-Абаде вот уже 20 лет. По его словам, было время, когда леса с хвойными деревьями были на грани исчезновения. Сейчас с силами лесников и добровольцев начали сажать деревья и лес начал восстанавливаться:

– С моим приходом прекратилось вырубка арчи. Увидев, что уменьшилось площадь ореховых лесов, начали высадку ореховых деревьев. Сейчас они уже плодоносят. Большей частью сажаем ореховые деревья и ели. У нас есть сложности в работе с тендерами. Деньги, которые нам нужны весной получаем осенью или когда время посадки саженцев закончилось. Поэтому, чтобы работа не останавливалась, занимаем в долг или вкладываем свои деньги. Также приходится натягивать колючую проволоку для ограждения лесов, так как ходит очень много скота. Эти работы тоже государство то финансирует, то нет.

Заработная плата лесника составляет 8 тысяч сомов в месяц. Ее повысили 2-3 года назад. До этого он получал меньше 3-х тысяч. Жунус добавляет, что было бы хорошо, если расширили бы полномочия лесника и ужесточили законы по охране лесов.

Ореховые леса в Арстанбабе.
Ореховые леса в Арстанбабе.

Почва страны «погибает»

По словам экологов, за период с момента обретения страной независимости до 2000 года в Кыргызстане резко сократились площади лесов. Причиной этого стало тяжелое социально-экономическое положение населения. После 2000 года леса начали восстанавливаться естественным путем, но из-за увеличения количества скота состояние почвы ухудшается. Нет стратегических планов по восстановлению почвы, политики правильного использования пастбищ, профилактических работ по предупреждению наводнений и схода оползней.

Эксперт по экологии Гамал Сооронкулов много лет ведет разъяснительную работу среди населения о необходимости увеличения количества лесных насаждений. Начав с Кара-Кульджинского района, он продолжает собирать делиться по всей стране своими рекомендациями о необходимости высадки деревьев.

Гамал Соронкулов.
Гамал Соронкулов.

– В начале мы не планировали посадку деревьев. Но приехав в Кара-Кульджу увидели, что леса исчезли, состояние почвы ухудшилось. Попробовали посадить новые саженцы. Ситуация начала улучшаться. В этих селах часто сходят оползни и сели. Объездили Чаткал, Талас, Джалал-Абад и многие другие места. И везде, где плохая почва, мы сажаем деревья. Сейчас нами посажены сады на десятках гектарах земли. Собираем местных жителей и проводим работу с ними. В Кара-Кульдже мы взяли в аренду 110 гектаров земли. На 70 гектаров посадили саженцы, остальные 30 заполонил скот. Кроме того, сажаем в Таласской и Джалал-Абадской областях. Учитывая, что государство нам не помогает, было бы хорошо, если соответствующие органы не мешая, создавали бы условия для нашей работы.

Потому что возникает очень много бюрократических препятствий. В прошлом году, для восстановления почвы в КР, я предложил высаживать саженцы кыргызского миндаля. Мне кажется, эти деревья играют большую роль в улучшении почвы. Это очень красивое, похожее на сакуру, дерево, не требующее особого ухода, с полезными плодами. Семена этого дерева я беру в лесных хозяйствах, в институтах земледелия и развожу по регионам.

Нет ни стратегического плана, ни политики по охране природы

В целях предупреждения и профилактики стихийных бедствий, на уязвимых территориях с помощью международных организаций возводятся заградительные дамбы и проводятся другие работы.

Но специалисты говорят, что такими краткосрочными работами нельзя добиться надежных результатов. По словам ученного в области исследования особенностей рельефа, географии и экологии Абдужапара Аккулова, для профилактики и предупреждения последствий от природных катаклизмов надо передать функцию высадки лесов местным жителям, а все государственные органы лесного хозяйства упразднить. Так как, по его мнению, пока народ самн не будет заинтересован в улучшении экологии, природные катаклизмы будут случаться и впредь:

Абдужапар Аккулов.
Абдужапар Аккулов.

– Эта отрасль нуждается в проведении реформ. Деньги, выделенные из бюджета, оседают и растворяются в бесполезных, коррумпированных структурах государства. Мы должны перейти к эффективным механизмам по управлению экологией. Надо закрыть все лесные хозяйства, леса и заповедники передать местным властям для того, чтобы повысить ответственность самих жителей. Надо защищать экологию не от людей, а научить людей защищать ее.Ведь согласно Конституции «земля Кыргызстана принадлежит народу». Государство обязано заниматься не только разъяснительной и просветительской работой среди населения, но и разработкой новых нормативов и законов по защите экологии. К сожалению, на сегодня государственные органы лесного и природного хозяйства очень коррумпированы.

Если поисследовать ущерб от стихийных бедствий, случившихся в странес момента обретения независимости, то скорее всего это будет многомиллиардная сумма. И эти цифры с каждым годом растут. Специалисты отмечают, что увеличением количества скота, которое население Кыргызстана разводит как инвестиции, страдает флора, фауна, а почва подвергается эррозии.

Основатель концепции природно-национального развития «Мурас» Азамат Темиркулов ​в 2016 году разработал модель развития зеленной экономики в Кыргызстане. Но предложенная им концепция не нашла поддержку у государства. Сейчас в этом направлении он сотрудничает с активистами и неправительственными организациями:

Азамат Темиркулов.
Азамат Темиркулов.

– У нас принято рассматривать экологию и лесное хозяйство отдельно от таких отраслей, как сельское хозяйство, животноводство и земледелие. Это в корне неправильно. Все вышеперечисленные отрасли тесно связаны между собой. Из-за неправильного отношения у нас сейчас скот вытаптывает пастбища, уничтожает травы. Мы забыли о биологическом разнообразии природы. Исчезают некоторые ценные виды трав, вместо них вырастают другие. Пастбища деградируют. Из-за отсутствия деревьев увеличивается количество селей, как в Исфане. Надо высаживать деревья даже в горной местности. То, как мы поступаем сейчас со своей природой, будет невозможно восстановить и за 100 лет. Получить экономическую выгоду в таких условиях тяжело.

Каждый год из казны государства расходуются миллионы сомов для борьбы с последствиями от селей, наводнений, оползней. По информации МЧС, в 2019 году в КР было зарегистрировано 14 фактов схода селей. Ущерб от них составил 9 млн 976 сомов. По стране насчитывается 3103 рек, 2503 из которых могут выйти из берегов. В этом году МЧС посадило 63 865 саженцев на участке в 73,5 гектаров земли и посеяло 10 килограмм семян деревьев.

Но были ли заложены в бюджет расходы на научные разработки новых технологий и инноваций в области предотвращения природных катаклизмов и стихийных бедствий?

По данным Национального статистического комитета КР, в 2018 году на научно-исследовательские работы и экспериментально-конструкторские разработки связанные с охраной природы и окружающей среды не было выделено ни одного сома. В общей сложности на сферу охрану окружающей средства два года назад было выделено 962,4 млн сомов. Большая часть этих денег, а именно 245,1 млн сомов были потрачены на ветеринарное диагностирование, и 150 млн сомов – на проведение профилактики животных

Бактыгуль Чыныбаева

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.