Одним из уязвимых в большой схватке с коронавирусом оказался отечественный туристический бизнес. Местные туроператоры от безысходности хором бьют в набат, не понимая, что им делать в сложившейся ситуации. Однако по объективным причинам границы теперь на замке, и результат очевиден: отрасль в мгновение потеряла сразу всех клиентов. И счет этим потерям идет на тысячи, а может уже и миллионы.
Корреспондент Podrobno.uz выясняла, как чувствует себя узбекская туриндустрия, сможет ли она выдержать этот экзамен на прочность, и чего ожидает бизнес, когда COVID-19 перестанет терроризировать планету.
По мнению аналитиков, просвет в этой, казалось бы, патовой ситуации все же есть, тем более что узбекским туроператорам предоставили ряд льгот. Так, например, предприниматели, занимающиеся туристической и гостиничной деятельностью, освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество до конца года. Для них ставка социального налога снижается с нынешних 12% до 1%. Данной льготой смогут воспользоваться свыше одной тысячи субъектов, оказывающих услуги в сфере туризма.
Маски и перчатки станут постоянными
Как считает генеральный директор СП Dolores Travel Services Фархад Расулев, многие небольшие турфирмы, чтобы выжить в такое нелегкое время, будут объединяться. Однако, он не исключает, что к лету мы все равно можем услышать о банкротствах и закрытии отелей в Узбекистане.
“Отрасль попала в очень критическое положение: турфирмы, отели, гиды, транспортные компании закрыли свои офисы, и неизвестно, смогут ли они вернуться из карантина. В туризме на прием мы прошли только зиму и ждали сезона с марта с большими надеждами, однако COVID-19 изменил наши планы и свел их к нулю”, – делится Расулев.
Например, его компания, чтобы не обанкротиться, продала автотранспортные средства и оплачивает за счет этого проценты по кредитам, а также содержание персонала. Оставшиеся автомобили переориентированы на оказание услуг по доставке. К счастью, по словам директора, в настоящее время благодаря правительству компания получила полугодовую отсрочку на выплату основного долга.
Расулев предполагает, заезды могут возобновиться не раньше сентября, учитывая ситуацию в Европе. Из-за этого туроператоры страны, которые работают на прием, понесут значительные убытки. В первую очередь будет потерян персонал: те, кто был в неоплачиваемом отпуске, не смогут больше ждать и после карантина начнут устраиваться в организации, которые не относятся к туристической сфере. По его личным наблюдениям, за первое полугодие отрасль может потерять до 200 миллионов долларов валового дохода.
“Туристическая отрасль в мире уже не будет в том виде, что была ранее. Я полагаю, определенные санитарные меры войдут в норму в авиа- и туротрасли, а маски и перчатки станут постоянными атрибутами гидов и туристов. Более того, на мой взгляд, масштабно будет реализовываться продукт Eco-friendly, то есть туры с элементами сохранения чистоты в нашей стране”, – считает директор компании.
Он также добавил, что туроператоры будут стараться растягивать сезон на другие несезонные месяцы, такие как ноябрь-декабрь или январь-февраль. Еще быстрее, по мнению Расулева, начнет развиваться направление онлайн-экскурсий: оно станет востребованным среди индивидуальных туристов, у которых останется боязнь реально путешествовать.
Летний сезон потерян
В свою очередь Яна Нисенблат, директор компании Edem Travel не теряет надежды, что туризм вновь заживет в летний сезон. Однако, по ее мнению, для массовых путешествий он все-таки потерян.
“Я думаю, для массового туризма летний сезон потерян, потому что после карантина люди будут еще 2-3 месяца с опаской относиться к поездкам. Хотя также есть ставки на лето, а именно на туризм класса Luxury, это обычно постоянные VIP-клиенты, которым надо будет восстановиться после карантина и сменить обстановку на морской бриз. Надеемся, что к зимнему сезону 2021 года туризм как выездной, так и въездной потихоньку встанет на ноги”, – рассказывает Яна.
Тем не менее сейчас поступают запросы от клиентов рассчитать туры на август, сентябрь или следующий год, и турагентство предлагает для них более выгодные варианты. Что касается туристов, чья поездка попала на даты карантина, то озвучиваются предложения перебронировать туры с датами выезда до конца следующего года. Есть и такие, кто просит произвести возврат средств, и их возвращают, но только тем, у кого выезды до конца апреля, потому что надежда на открытие авиасообщений у представителей компании все-таки есть.
“Для того чтобы оставить грамотных сотрудников, нам приходится сохранять им заработную плату. Но кроме этого есть еще оплата аренды, коммунальных услуг, возвраты за туры, банковские переводы и многое другое, что в цифрах сложно назвать. Так что убытки все-таки неизбежны, хотя арендодатели и интернет-провайдеры, войдя в наше положение, пошли на уступки”, – объяснила директор.
Восстановление будет трудным
По мнению главы турагентства Calypso Travel Зеры Зайтулаевой, путь восстановления будет очень трудным, так как для этого необходима связь со всем миром, и от этого зависят дальнейшие совместные действия. В компании надеются на скорейшее выздоровление планеты и полностью оправдывают меры, которые реализуются не только в Узбекистане, но и повсеместно в силу сложившейся нестабильной эпидемиологической обстановки.
“К сожалению, с момента объявления карантина все туристические агентства и авиакассы были вынуждены приостановить деятельность. На данный момент нет возможности избежать убытков, так как нет дохода от объема услуг, а ведь большинство компаний несут свои обязательства по выплате аренды, налогов и выдаче заработной платы сотрудникам. Но, к счастью, многие структуры идут навстречу туристическому бизнесу, так как прекрасно понимают, в каком мы оказались положении”, – констатирует Зера Зайтулаева.
В случае невозможности выполнения заказанных услуг, говорит она, все принимающие компании обязуются аннулировать их без штрафных санкций. То же самое по авиабилетам, приобретенным ранее: наш авиаперевозчик рекомендует сдвигать даты поездки, а в случае несогласия туристов есть надежда на отмену всех приобретенных билетов без штрафов. В любом случае, на данный момент ничего нельзя решить, пока не стабилизуется обстановка в целом, подытожила собеседница.
Leave a Reply