Согласно опросу международного исследовательского центра Gallup, на основе показателей 2017-2019 годов Таджикистан по уровню счастья занимает 71-е место среди 153 стран мира.
Доклад о мировом счастье был опубликован 20 марта, в международный день счастья. Рейтинг счастливых стран возглавили Финляндия, Дания, Швейцария, а замыкают Зимбабве, Южный Судан и Афганистан.
Таджикистан расположился посередине списка, и занимает третье место среди стран Центральной Азии после Узбекистана (38-е место) и Казахстана (50-е место), опередив Кыргызстан (74) и Туркменистан (95). Кстати, таджикистанцы оказались счастливее жителей России (73) и Беларуси (75).
При составлении рейтинга авторы учитывают такие показатели благополучия, как уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, наличие гражданских свобод, чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, а также косвенные показатели состояния общества, такие как уровень доверия, великодушие и щедрость.
Авторы утверждают, что со времени первого такого исследования (2008-2012) в стране произошли позитивные изменения. Исследователи отметили, что в этом году с точки зрения позитивных изменений Душанбе после Абиджана (Кот-д`Ивуар) расположился на втором месте, а за ним следуют Вильнюс (Литва) и Алматы (Казахстан).
Согласно оценке «Субъективным удовлетворением будущим» Душанбе занял 110-е место среди 186 городов мира. Один из исследователей на условиях анонимности сказал Радио Озоди: «С точки зрения «положительных факторов» Душанбе расположился среди 186 городов на 173-м месте, а с точки зрения «негативных факторов» – на 13-м месте. Уровень жизни в столице улучшается, но жители испытывают чувство стресса и тревоги».
Жители Узбекистана самые счастливые в регионе
Айнура Сагинбаева, партнер Gallup в Бишкеке, которая работает в компании Siar consulting и участвовала в исследовании, сказала в беседе с Радио Озоди, что Узбекистан лидирует среди стран Центральной Азии, так как в этой стране по сравнению с другими государствами региона происходят значительные перемены. «Эти изменения можно увидеть в политической, экономической и социальной сферах. Люди видят это и возлагают большие надежды на прогресс, инновации и экономическое развитие своей страны. Всё это отражается на настроении людей, это и есть субъективное ощущение счастья. Туркменистан расположился на последнем месте в регионе. Это закрытое государство, возможно, поэтому население не может продемонстрировать большие надежды».
На сегодняшний день, продолжила Айнура, если надежды не будут оправданы, правительство потеряет доверие населения, и ситуация будет двигаться в противоположном направлении. Поэтому, сказала она, правительство должно тесно сотрудничать с общественностью, чтобы вместе выполнять обещания.
Спорные выводы
Эксперты в Таджикистане с осторожностью отреагировали на результаты исследования уровня счастья населения.
Парвиз Муллоджанов скептически относится к подобным исследованиям. По его словам, население многих стран мира, которые в рейтинге названы счастливыми, на самом деле имеют много проблем, а методология и критерии измерения счастья населения не вызывают особого доверия.
Высокие результаты удовлетворенности жизнью жителей Душанбе также “сомнительны”, считает аналитик. По его словам, наиболее важным доказательством тому является генплан по изменению облика Душанбе, который является «спорным» с точки зрения его эффективности и удовлетворенности населения. Муллоджонов добавил, что от реализации проекта душанбинцы больше пострадали нежели выиграли.
«Из-за экономического кризиса размер компенсации уменьшается, а количество жалоб растет. Многие жители Душанбе также недовольны сносом исторических зданий столицы, транспортными проблемами, неуклонным ростом тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги», – сказал он.
Философия благодарности
Другие собеседники Радио Озоди отметили, что подход к оценке уровня счастья и удовлетворенности жизнью различаются в национальной культуре таджиков и западном обществе. Те, кто не забыл гражданскую войну, ставят превыше всего мирную и спокойную жизнь.
Психолог Марьям Давлатова уверена, что ощущение счастья и удовлетворенности жизнью относительно. «Для таджиков это чувство тесно связано с семьей. Воспитание детей и служение родителям. Социально-экономические вопросы также рассматриваются с этой точки зрения. Если наши близкие ни в чем не нуждаются и здоровы, то нет для нас большего счастья. Конечно, чувство беспокойства по поводу других бытовых проблем может тяготить человека. Но все это проходящее. Согласно философии благодарности, больной человек может быть счастливее, чем здоровый, бедный счастливее богатого, потому что они видят жизнь прекрасной. Это основополагающая философия нашей нации, и она в определенной степени обуславливает чувство счастья».
Экономический обозреватель Нур Сафаров сказал, что критерии, установленные исследователями, важны с точки зрения общественно-политической системы, но за этими показателями скрывается определенный риск. «Риск манипуляции общественным сознанием. Представьте, что завтра эти критерии будут считаться важнейшим показателем счастья человека и государства. Кто это будет контролировать?», – отметил он.
В то же время собеседник отмечает, что в любом случае в погоне за счастьем не стоит забывать о самых важных человеческих ценностях таких как доброта, забота и человечность. По его словам, счастье является социальным показателем, и чувство индивидуального удовлетворения важно для человека как члена общества. «Если в обществе нет ощущения счастья, это должно быть серьезным сигналом для правительства, чтобы исправить ситуацию», – говорит эксперт.
Leave a Reply