Крупнейший туристический путеводитель CNN Travel снова “заговорил” об Узбекистане и предлагает несколько советов, чем можно заняться туристу в нашей республике,сообщили в Госкомтуризма.
“Когда-то в древние времена Узбекистан был бьющимся сердцем мира. Он располагался в центре Великого Шелкового пути, собирая и рассылая предметы роскоши для торговли в страны от Китая и Индии до Средиземноморья. Что еще более важно, благодаря этой торговой сети были распространены различные науки от алгебры, естествознания и астрономии. К счастью, в среднеазиатской стране есть гораздо больше интересных вещей, чем Шелковый путь”, – отмечает CNN Travel.
Прокатиться по ташкентскому метро
Глубоко в недрах земли ташкентское метро, открытое в 1977 году, является выдающимся примером советского изобретения.
Каждое подземное путешествие сопровождается изысканно оформленными станциями — в одной из них седые сводчатые потолки освещены барочными люстрами; в другой – изображение Валентины Терешковой, первой женщины в космосе, третья освещена экстравагантными фресками из хлопка, главного богатства Узбекистана, который очень хорошо прижился на этой земле.
Вплоть до 2018 года здесь были запрещены фото и видео съемки (из-за того, что метро считалось важным военным и стратегическим объектом), но это правило, к счастью, было отменено.
Попробовать нон и плов
В узбекской кухне почетное место занимает глиняный или кирпичный тандыр. Внутри то и дело появляется румяная и аппетитная сомса – слоеные пирожки из ломтиков баранины, тыквы или картофеля, уложенные в слоеное соленое тесто или дымящиеся куски мяса, проткнутые шпажкой. Но это все вспомогательные блюда, когда речь заходит об узбекской лепешке.
Нон вездесущ, и он будет следовать за вами в каждой трапезе в каждой провинции страны, каждый в своем особом образе, как солнце на ладони, и рассматривается как символ жизни.
Плов является главным национальным блюдом Узбекистана. Плов – это сытное блюдо из риса, моркови, хорошего мяса и лука. По вкусу сюда добавляют барбарис и зиру, нут, айву, чеснок. Украшают все это ломтиками казы (колбасы из конины), вареными перепелиными яйцами, и готовится это блюдо на овечьем жире или хлопковом масле.
Плов может быть повседневным блюдом, но также и блюдом, предназначенным для всяких торжеств: свадеб, рождений, похорон. К счастью для туристов, плов доступен везде, от самых маленьких закусочных до самых модных ресторанов.
Совет: чтобы по-настоящему окунуться в пловную стихию, сходите в Плов-центр (Ош маркази) в Ташкенте, где он является единственным блюдом в меню.
Глотнуть водки!
Советы оставили Узбекистану довольно большое наследие. Они объединили одно государство из разрозненной россыпи городов-караван-сараев, ввели кириллицу, способствовали осушению Аральского моря, сейчас – это экологическая катастрофа неисчислимых масштабов.
Но самым коварным был кулинарный след – введение водки на местный стол. Вполне возможно, что напиток сделал многое, чтобы ослабить влияние ислама в Узбекистане, чем что-либо еще. Куда бы вы ни поехали в Узбекистане, все могут получить чайник окчая (белого чая, эвфемизм для водки). В полдень или вечером, правильный способ пить – отметить каждый бокал тостом.
Прогуляться по ослепительному некрополю
По старинному Самарканду каждый день проносятся потоки туристов: поглазеть на мечеть Биби-Ханум и на изысканный комплекс Регистан.
Но, пожалуй, самым необычным из всех является Шах-и-Зинда, мощеный коридор из кобальтовых куполов, минаретов, колонн, втиснутых в переполненный некрополь.
Хотя легенда связывает Шах-и-Зинду с местом захоронения двоюродного брата пророка Мухаммеда, Кусама ибн Аббаса, более вероятно, что самый ранний памятник появился всего лишь тысячелетие назад. Шли века, сюда добавлялось все больше и больше мавзолеев (самым красивым из них было место упокоения племянницы Тимура Шади Мульк и сестры Ширин Бек Ата в 14 веке). Район служит местом паломничества как для жителей Самарканда, так и для гостей города.
Каждый мавзолей разрознен, но все вместе сливается в сверкающую мозаику из шкатулки для драгоценностей, украшенной блестящими бирюзовыми и аквамариновыми плитками, которые усиливаются до фиолетового и темно-синего, как будто небо одолжило свою синеву земле.
Посетить в Государственный музей имени Савицкого в Каракалпакстане
В то время как Советский Союз содрогался под властью Сталина, один малоизвестный коллекционер искусства вел тихое восстание под самым его носом. В самой гуще захолустья полуавтономной Республики Каракалпакстан Игорь Савицкий трудился над тем, чтобы собрать грандиозную коллекцию картин русского авангарда, которые могли бы быть навсегда утрачены под кровавым дождем.
Это была задача не для слабонервных. Под узкой линзой Сталина все, кроме соцреализма, отбрасывалось как формализм и подлежало тюремному заключению, в то время как коллекция Савицкого была святыней кубизма, импрессионизма и футуризма, радикального в своем упреке тоталитаризму.
В 1966 году он открыл свой музей. Его удаленность одновременно служила и спасала его, в то же время заставляя музей томиться в безвестности вплоть до нескольких лет назад.
Сегодня выставленные работы действительно ошеломляют, в том числе работы Владимира Лысенко и Александра Волкова бок о бок с работами современных местных художников на нескольких этажах. Внизу, в кафе, подают приличные гамбургеры и хрустящую картошку фри, мягкую передышку после просмотра картин.
Посетить оазис Шелкового пути и оживить его
Когда-то путешественники вздрагивали при упоминании о Хиве, караванный город славился своими непостоянными, кровожадными ханами, пытавшими и убивавшими приезжих по своей прихоти.
Сегодня, конечно, сюда едут туристы со всего мира, в Старый город Ичан-кала, который находится в стороне от городской суеты. И теперь это хранилище истории Узбекистана, отмеченное ЮНЕСКО, наполненное величественной архитектурой — бледно-песочного цвета гробницы, единственные в своей простоте, сидят бок о бок с медресе и музеями, скрытыми в суматохе бирюзового цвета. Все здания были кропотливо восстановлены русскими, его мощеные улицы были украшены киосками, торгующими всевозможными туристическими безделушками.
Это напоминает, почти, съемочную площадку фильма. Тем не менее, все это очень очаровательно и карнавально, и, возможно, единственное место в Узбекистане, в котором вы можете погрузиться должным образом в караван-сарай прошлого, остановившись в Хиве.
Взглянуть на обсерваторию 15 века
В то время, когда Европа еще тлела в средневековье, Узбекистан переживал период своего возрождения. Отсюда появилась алгебра, благодаря Мухаммеду Аль-Хорезми. Медицина и философия развивалась через Авицену в 10 веке. Аль-Бируни, человек удивительного таланта, написал трактаты по математике, антропологии, астрологии и географии в XI веке.
Столетия спустя Улугбек, внук Тимура и султан Самарканда, воспользовался этим знанием, чтобы основать на вершине холма в Самарканде современную астрономическую обсерваторию.
К сожалению, его ум мало интересовали политические дела – он был убит в 1449 году собственным сыном, а его обсерватория позже разрушена, но посетители все еще могут видеть ребра могучего секстанта, свернувшегося в траншее, самого большого меридианного инструмента своего времени.
Помимо прочих удивительных вещей, он открыл почти 200 новых звезд и предсказал, почти с точностью до минуты, точную продолжительность года. Неподалеку скромный музей хранит то немногое, что осталось от Улугбека и его научных достижений.
Прикупить шелка у единственных традиционных производителей шелка в Маргилане
Хотя верблюды когда-то переправлялись через Шелковый путь, перевозя все-от бумаги, мехов, специй, пороха, шкур животных и золота, – нет ни одного материала, который рисует картину Шелкового пути так же лаконично, как шелк (узбеки переняли знания шелководства у китайцев).
Шелк был бурно развивающейся частью истории Маргилана (и Узбекистана), с рулонами мерцающей ткани, доставляемой в Россию, Персию, Константинополь, Индию, Сирию, Аравию, Италию и даже Аравийский полуостров.
Сегодня шелкоткацкая фабрика “Ёдгорлик” в Маргилане, возможно, последний центр традиционного шелководства в Узбекистане, и он составляет жизненно важную часть экономики и культурного дискурса города.
ЮНЕСКО включила фабрику в список объектов нематериального культурного наследия. “Ёдгорлик”, шелкопрядильная фабрика, является огромной достопримечательностью для туристов, и магазины, торгующие шелковой одеждой и черепными шапками, находятся повсюду. Возможно, это и есть начало нового Шелкового пути.
Исследовать древние буддийские монастыри
На берегу Амударьи стоит вызревшая на солнце ступа. Ступа является частью большого комплекса буддийских сооружений в Термезе, городе, который расположен на юго-восточной окраине Узбекистана. И хотя буддийская история страны рассматривается только как заголовок в ее эпической истории, Термез испещрен ступами и монастырями, разбросанными по всему городу, своего рода деревней обломков, застрявшей во времени: Фаяз-Тепа, темно-коричневый монастырь из сырцового кирпича; Кара-Тепа, лабиринт выдолбленных комнат, скрытый в скале.
А на укропном поле примостилась башня Зурмала, засыпанная песком, как будто почва вновь утвердилась над строением. Все они были построены более 2000 лет назад в Кушанский период буддийскими монахами, дрейфующими по суше, неся свою религию с собой из Индии на Дальний Восток.
На ступах выгравированы священные писания, но больше ничего не осталось — все артефакты были сняты и помещены в музеи по всей стране. Тем не менее, это необыкновенные, забытые звенья увлекательной эпохи.
Попасть в затерянный мир
На равнинах Республики Каракалпакстан находится портал в другую эпоху, в эпоху славной зороастрийской Персидской империи, возможно, первой в мире сверхдержавы, чьи владения когда-то простирались от реки Инд до Балкан в Европе.
Каракалпакстан пересекают отчаявшиеся руины, тронутые величием-лишенные крыши соты замка, давно разрушенный огненный алтарь, китовый хребет крепости, поднимающейся из одиночества пустыни. Лучше всего сохранился Шилпик, зороастрийская погребальная башня, в которой покойники лежали, склонные быть съеденными стервятниками, возможно, лучший способ для смерти сотрудничать с экосистемой (останки были сметены в оссуарии).
Путь к этому ландшафту лежит через Нукус – столицу Каракалпакстана. Если, однако, у вас мало времени, побродите по Афрасиябу в Самарканде, осмотрите цитадель с прекрасным музеем, окаймляющим ее, или исследуйте Минг Урик, песчаную реликвию крепости, скрытую в тихой окраине Ташкента.
Поглазеть на древнюю Бухару
В Бухаре есть чем заняться: побродить вокруг мавзолея Исмаила Самани 10-го века, в парке отдыха с его причудливо украшенными стенами; побродить по Арку, крепости V века, чьи пылающие валы теперь восхищают взор миллионов туристов; посмотреть на величественный минарет Калян, не тронутый Чингиз-ханом, когда он сровнял город с землей в 1220 году; полюбоваться медресе Чор-минор с его гнездом куполов, покрытых сапфировой эмалью.
Весь Старый город является признанным ЮНЕСКО шедевром средневековой мусульманской архитектуры. Это так же прекрасно, как галлюцинация.
Совет: отличное место, чтобы прервать свой поход по старому городу – ансамбль Ляби-Хауз – путешественники и местные жители собираются вокруг прозрачных вод этого бассейна за чашкой кофе или мороженым.
Leave a Reply