Активисты, отбывшие десять суток под стражей, говорят, что «подверглись избиениям» во время допросов. Четверых мужчин арестовали за день до предполагаемых антиправительственных протестов 26 октября, обвинив в «нарушении порядка проведения мирных собраний».
«ЗАДЕРЖИВАЛИ КАК КАКИХ-ТО БАНДИТОВ»
После десяти суток ареста, проведенных в алматинском спецприемнике, четверо активистов — двое жителей Нур-Султана и двое приехавших из Восточно-Казахстанской области — вышли на свободу 4 ноября. Они были взяты под арест по обвинению в призывах к несанкционированному митингу, проведение которого анонсировало запрещенное в Казахстане движение «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) (активистам вменили правонарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 488 административного кодекса).
ДВК призывал жителей страны выйти 26 октября на антиправительственные протесты и митинги против китайских проектов в Казахстане. За день до предполагаемых митингов генеральная прокуратура Казахстана предупредила граждан об ответственности за участие в не разрешенных властями акциях, заявив, что за протестами стоят члены запрещенной организации, которые «скрываются от правосудия за рубежом за совершённые особо тяжкие преступления» и «подстрекают население к противоправным действиям».
По словам вышедших на свободу, их задержали примерно в половине девятого вечера 25 октября на съемной квартире в Алматы.
— Я хотел выйти на митинг и высказать всё, что думаю. Однако до этого не дошло, квартиру оцепили за день до этих событий, а нас задерживали как каких-то бандитов. Не похожие на сотрудников полиции 10–12 человек в черном, не представившись и не показав документов, забрали нас, — сказал после освобождения житель Усть-Каменогорска Руслан Нурканов.
Его земляк Ермек Байгулин говорит, что ворвавшиеся в квартиру люди забрали у них телефоны и затем силой посадили их в машины. Пятеро активистов — устькаменогорцы Руслан Нурканов, Ермек Байгулин, Биржан Толеубеков, жители столицы Ерлан Файзуллаев и Медет Арыстанов — были доставлены в управление полиции Жетысуского района Алматы. На следующий день, в полдень 26 октября, всех, кроме Биржана Толеубекова, после «15-минутного заседания суда» арестовали на десять суток.
«ПЕРЕЛОМ ТЕЛА ГРУДИНЫ»
Вышедшие на свободу активисты в интервью Азаттыку 5 ноября сказали, что «подверглись избиению».
— Сотрудники комитета национальной безопасности избивали меня в течение часа, хотели, чтобы я признал себя виновным по статье 488 («Нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций». — Ред.). «Это ты всё организовал», — говорили они. Меня бил не один человек, их было четверо. «Вы получаете деньги из-за границы. Признайся во всем», — говорили они и били, — рассказывает житель Нур-Султана Ерлан Файзуллаев.
На вопрос репортера Азаттыка, откуда им известно, что их задержали и избивали в управлении полиции сотрудники комитета национальной безопасности, Файзуллаев ответил, что «в протоколе, предоставленном следователем, было написано, что в управление полиции они были доставлены сотрудниками КНБ».
Активист говорит, что во время допроса ему стало плохо и он вызвал врача:
— В управлении полиции сотрудники КНБ оказывали на меня давление, чтобы я не вызывал врача. Но мне было очень плохо, поэтому я вызвал скорую помощь. Задержавшие нас заявили, что мы не нуждаемся в помощи, и развернули скорую помощь.
37-летний активист говорит, что он еще не в состоянии самостоятельно вставать с места.
Сообщение о том, что Ерлан Файзуллаев «подвергся избиению», получило распространение 26 октября. На фотографиях, распространяемых правозащитниками и активистами, видны гематомы в области груди и спины Файзуллаева.
Активист говорит, что в спецприемнике в Алматы ему стало хуже, поэтому его доставили в городскую больницу № 4.
— Меня повсюду сопровождал сотрудник спецприемника. В больнице мне написали заключение, согласно которому «у меня всё хорошо [со здоровьем]. У меня гемоглобин выше 120 никогда не поднимался, а тут указали 150, — говорит он.
После освобождения Файзуллаеву вновь стало плохо, и он обратился в центральную клиническую больницу, где ему стало известно о «переломе тела грудины». В медицинском заключении, высланном активистом в редакцию Азаттыка 5 ноября, говорится, что «при осмотре в области грудины имеется отек, при пальпации болезненный». «Предварительный диагноз — закрытый перелом тела грудины с незначительным смещением», — пишется в заключении.
«БИЛИ ПО ГОЛОВЕ КНИГОЙ»
Житель столицы Медет Арыстанов говорит после освобождения, что его вынудили подписать бумагу о том, что он приехал в Алматы специально ради участия в митинге.
— Мы ходили по рынку в Алматы, видели несправедливость, сняли видео «Оян, қазақ». Там нет никакого призыва. В статье 20 Конституции говорится, что свобода слова и творчества гарантируются и каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Это непротивозаконное действие. Нас избили и оказывали давление из-за этого видео. Сказали, что мы призывали на митинги 26 октября. Заставили написать, что я «приехал [в Алматы] не в поисках работы, а на митинг», и незаконно посадили на десять суток, — говорит Арыстанов.
5 ноября активисты обратились в Алматинский городской суд с
апелляционной жалобой на постановление нижестоящей инстанции. Заседание
длилось около 15 минут, городской суд признал постановление суда об
аресте законным.
35-летний Арыстанов говорит, что не проходил медицинское обследование.
— У меня не было гематомы. Кровь из носа шла. Били по голове толстой книгой, — утверждает он.
Среди тех, кто говорит о «выбивании показаний во время допроса», есть и Биржан Толеубеков (он был арестован на пять суток во время протестов 6 июля). Активист был в числе пяти задержанных в квартире, однако на этот раз его не привлекли к суду. Толеубеков также заявляет, что «подвергся избиению во время допроса».
— Четыре человека снимали видео на барахолке в Алматы. За это их арестовали. Для моего ареста не нашли причину, продержали один день и отпустили. Меня били по спине, ребрам и почкам, обвиняя в том, что это я организатор и собрал всех в Алматы, — говорит активист.
После освобождения 27 октября Толеубеков прошел обследование в городской поликлинике № 12 в Алматы. В медицинском заключении Толеубекова, которое он передал в редакцию Азаттыка, говорится, что в «области грудной клетки на задней поверхности кожного покрова имеется синюшность». Трое активистов, заявляющих об «избиении», говорят, что заняты поиском адвокатов и намерены подать заявление о «пытках».
Репортер Азаттыка обратился за комментариями в департамент полиции
города Алматы и комитет национальной безопасности. Пресс-секретарь
департамента полиции Евгений Лысенко говорит, что каких-либо заявлений о
пытках от отбывших срок под арестом не поступало.
— Я думаю, что им стоит обратиться в управление собственной безопасности и представить соответствующие документы. Потом по результатам проверки мы прокомментируем это [факт избиения]. Если нет заявления от людей, как мы может реагировать на данный факт? — говорит Лысенко.
В пресс-службе комитета национальной безопасности отказались ответить на вопросы репортера Азаттыка по телефону, заявив, что «комитет в целом не участвует в таких мероприятиях (подразумеваются задержания и допросы граждан по административным делам. — Ред.). На официальные запросы Азаттыка, направленные в департамент полиции города Алматы и комитет национальной безопасности 6 ноября, пока не ответили.
Правозащитник Ерлан Калиев считает, что в последнее время случаи давления на активистов во время допросов участились.
— В последнее время участились случаи задержаний, избиений граждан, выражающих намерение выйти на мирные митинги. Дело этих людей — прямое тому доказательство. Это позорное дело, когда избивают подозреваемых даже не по уголовному, а административному делу и заставляют признать вину, — говорит Калиев.
Официальный Нур-Султан подвергается критике за «пытки подозреваемых» как со стороны местных правозащитников, так и международного сообщества.
13 марта Госдепартамент США опубликовал отчет о ситуации с правами человека в Казахстане и подверг Нур-Султан критике. «Правительство заключало под стражу политических оппонентов и критиков по обвинению в проведении несанкционированных митингов, подвергало их штрафам и даже административным арестам на 10 суток», — пишут авторы доклада. На следующий день, 14 марта, Европарламент в ходе пленарного заседания принял резолюцию относительно ситуации с правами человека в Казахстане, которую депутаты назвали «поступательно ухудшающейся». «Лиц, пытающих задержанных и подозреваемых, не привлекают к наказанию, и это становится нормой», — говорится в документе.
Несколько десятков людей были задержаны 26 октября в Алматы, Нур-Султане, Актобе и Шымкенте на площадях, которые запрещенное в стране движение указало как места проведения антиправительственных протестов. В министерстве внутренних дел сообщили, что в Алматы и Нур-Султане задержали 26 человек. Некоторые правозащитники заявили, что «официальные органы не предоставляют информацию о точном количестве задержанных», добавив, что их было значительно больше.
Международные организации неоднократно заявляли о нарушении прав граждан на проведение мирных митингов в Казахстане и призывали Нур-Султан выполнять взятые на себя обязательства перед международным сообществом. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что в закон о мирных митингах будут внесены изменения, однако в парламент страны соответствующие поправки еще не поступили.
Leave a Reply