Адвокат Аллан Пашковский в интервью изданию Advokat рассказал, как в его работе ощущаются реформы в системе прокуратуры и Службы государственной безопасности (СГБ).
Жалобы и обещания
«Органы прокуратуры на сегодняшний день часто [почти всегда] не выполняют своей надзорной функции (в частности за законностью предварительного следствия в следственных подразделениях СГБ), а лишь имитируют эту функцию и соответственно не защищают законные интересы и права граждан. Не проводят полноценную и элементарную проверку применения пыток в отношении подследственных. До сих пор огромное количество нарушений в указанном следственном органе умалчивается и никак не разрешается, органы прокуратуры рассылают на жалобы безосновательные «отписки», – отметил он.
Ранее бывший генеральный прокурор Отабек Муродов обещал принимать адвокатов и разрешать по существу их жалобы на нарушения законов со стороны должностных лиц органов предварительного следствия, дознания или суда. Тогда Аллан Пашковский, обратившись к коллегам, призвал воспользоваться этим обстоятельством и сообщать генеральному прокурору о нарушениях.
Но через некоторое время адвокат связался с редакцией журнала и указал на то, что получил ответ генерального прокурора, с которым категорически не согласен и намерен повторно обратиться с жалобой к генеральному прокурору страны. Он также дал редакции журнала полный текст этого обращения.
Недавно редакция обратилась к адвокату, попросив его дать комментарии и дополнения о результате ранее обозначенного им повторного обращения к генеральному прокурору. По словам адвоката, он был неудовлетворен ответом Генеральной прокуратуры. Кроме этого, адвокат выразил свое отношение к некоторым, пока еще остающимся нерешенным, проблемам судебно-правовой системы страны.
«Надо отметить, что ситуация, связанная с посещением адвокатами своих подзащитных в СИЗО СГБ, относительно улучшилась (но нарушения полностью не прекратились). Пока не наблюдается тотального нарушения прав адвокатов на посещение своих подзащитных (не требуют каких-либо заявлений/ходатайств на свидание, «разрешений» следователя и прочего). Но еще имеются проблемы с почтовыми ящиками в следственном управлении и СИЗО СГБ (порядок приема нарочно доставленных документов самим составителем)», – отметил Аллан Пашковский.
По мнению адвоката, сплошь и рядом встречаются случаи нарушений, выражающихся в несоблюдении существующего порядка определения защитника по назначению, незаконном воздействии на подследственных и «добивания» от них отказа от адвоката по соглашению, запугивании обвиняемых, угрозах родственникам обвиняемого (в том числе в ходе суда), угрозах самому обвиняемому, обмане о юридических последствиях уголовной ответственности, оговоре адвокатов по соглашению (о котором становится известно значительно позже), т.н. «инструктаже» обвиняемого («знакомство» с адвокатом обвиняемого в его отсутствие, которого обвиняемый еще не видел и, как правило, в итоге адвокат видит отказ от своей юридической помощи) при вступлении адвоката по соглашению в защиту, введении в «заблуждение» обвиняемого, откровенный обман его и многое другое.
«Можно заключить, что реформа в прокуратуре и Службе государственной безопасности пока представляется формальной и не нашла своего практического воплощения. По факту всё происходит так же, как и раньше (в части систематических нарушений закона), иногда даже хуже. Об этом дополнительно свидетельствует предварительная оценка спецдокладчика ООН Диего Гарсия-Саяна, озвученная им 25 сентября 2019 года в Международном пресс-клубе, и уголовные дела в отношении «отдельных лиц», – сказал адвокат.
Ответ Генеральной прокуратуры
Издание Advokat опубликовало ответ Генеральной прокуратуры на жалобу адвоката.
«Ваше обращение о нарушении сотрудниками следственного управления СГБ Республики Узбекистан права на защиту граждан К. и А. (имена и фамилии приводятся в сокращенном виде из этических соображений — ред.) повторно рассмотрено. По итогам рассмотрения сообщается следующее. В части участия в качестве защитника в уголовном деле в отношении К. Вам было направлено ответное письмо от 05.03.2019 года №20/72-19-428. В части защиты прав и законных интересов Вашего подзащитного А. Вы можете обратиться в суд, так как следствие по делу в отношении его и других окончено в соответствии с главой 46 УПК Республики Узбекистан», – сообщили в надзорном ведомстве.
Заявление новому генпрокурору
После чего Аллан Пашковский написал заявление новому генеральному прокурору.
«Ранее мной неоднократно подавались жалобы о применении пыток к моему подзащитному и ряда других процессуальных нарушений в отношении моего подзащитного А. в период с 7 января по 22 мая 2019 года. Сотрудники вверенного вам ведомства, а именно 20-го управления (Управление по надзору за исполнением законов в органах Вооруженных сил и Службы государственной безопасности), в проверке и предоставлении ответов допускали и допускают факты попустительства, открытого искажения фактов, вступления в контакт с моим подзащитным в мое отсутствие, создание противоречий внутри своих же ответов и между ними, несоблюдение сроков рассмотрения и откровенную некомпетентность и неуказания, на какое из обращений (исх. номер и дата) предоставлен ответ, за что один из них получил дисциплинарное взыскание – «выговор». Частичным исключением из вышеизложенного является сотрудник Генеральной прокуратуры (20-е управление)», – отметил он.
Адвокат выразил свое несогласие с тем, что практически отсутствует должная защита прав граждан, отсутствует выполнение органами прокуратуры своих прямых задач, имеются неоднократные факты несоблюдения норм законов, что никак не соответствует официальным заявлениям в СМИ 17 июня 2019 года заместителя генерального прокурора Э.Юлдашева.
«Мое личное доверие как гражданина, адвоката и специального процессуального субъекта к органам прокуратуры утрачено. На сегодняшний день благодарить прокуратуру за качественную работу со своей позиции пока не могу и не вижу оснований. Высказанное вашим предшественником мне 8 февраля 2019 года на личном приеме оказалось пустыми словами. Увы, надеяться на эффективную и действенную защиту прав граждан и установление справедливости с позиции вашего ведомства я не вижу смысла и оснований», – написал он.
Комментарий Генеральной прокуратуры
Как сообщили в надзорном ведомстве, в июне месяце текущего года Генпрокуратурой было рассмотрено обращение адвоката адвокатской фирмы «Falcon» Пашковского А.С. о применении сотрудниками СГБ психологических пыток в отношении его подзащитного Ю.К. в следственном изоляторе СГБ.
По итогам рассмотрения обращений установлено следующее.
«Ю.К было предъявлено обвинение по уголовному делу, находившемуся в производстве следственного управления СГБ Республики Узбекистан, за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 (измена государству) Уголовного кодекса Республики Узбекистан, и определением суда в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. На основании ст.46 Уголовно-процессуального кодекса Ю.К. была обеспечена защита адвоката», – рассказали в надзорном ведомстве.
24 апреля 2019 года на основании обращения Ю.К. была обеспечена встреча, а также участие в качестве его адвоката Пашковского А.С. Все следственные действия по уголовному делу, связанные с Ю. К., велись в присутствии его адвокатов.
«Вместе с тем, в ходе проведенной беседы ответственного сотрудника Генеральной прокуратуры с Ю.К., им заявлено, что в следственном изоляторе в отношении него психологическое давление не применялось. Также, в ходе осмотра журнала учета посетителей установлено, что в период содержания (с 10 декабря 2018 года) заключенному Ю.К. в здании следственного изолятора СГБ предоставлялись встречи с его адвокатом Пашковским А.С», – отметили в надзорном ведомстве.
Встречи с иными лицами, а также сотрудниками оперативных подразделений в следственном изоляторе СГБ не предоставлялись. На основании вышеизложенных объективных доказательств, применение сотрудниками следственного изолятора или других сотрудников СГБ психологического давления с целью принуждения подзащитного дать явочное показание не было установлено.
В мае месяце 2019 года уголовное дело на основании требований Уголовно-процессуального кодекса было направлено в Военный суд для рассмотрения. По результатам рассмотрения обращения адвокату Пашковскому А.С был дан письменный ответ.
Вместе с тем, в целях недопущения нарушения требований законодательства:
– ответственным работником Генеральной прокуратуры проведена профилактическая работа с сотрудниками следственного управления и следственного изолятора СГБ, которые предупреждены об ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвокатов и строгом соблюдении норм уголовно-процессуального законодательства;
– заместителю начальника управления Генеральной прокуратуры, допустившему нарушение установленного порядка рассмотрения обращений, объявлен выговор.
Leave a Reply