Правозащитный альянс Узбекистана: «на хлопке военные, заключенные и сотрудники госпредприятий»

Хлопковая кампания-2019 в Узбекистане проходит как обычно: несмотря на принятые обязательства, узбекские власти под руководством президента Шавката Мирзиёева по-прежнему массово используют принудительный труд государственных служащих, милиционеров и военных, ради удешевления собираемого хлопка, и, соответственно, получения большей выгоды при его продаже. Правозащитницы Елена Урлаева и Солмаз Ахмедова побывали в нескольких местах, где трудятся «мобилизованные», результаты их наблюдений и проведенных по их следам акций протеста описываются в выпусках рассылки, распространяемой неформальным «Правозащитным альянсом Узбекистана» (ПАУ).

«Добровольные» сборщики хлопка спят на детских кроватях в хлопковом штабе Алмалыка

30 октября Солмаз Ахмедова и Елена Урлаева посетили хлопковый «полевой штаб» от города Алмалыка в Пскентском районе Ташкентской области, расположившийся в детском оздоровительном лагере «Тонг» («Утро»), принадлежащему Алмалыкскому горно-металлургическому комбинату (АГМК).

Этот хлопковый штаб (по-узбекски пахта штаби) работает с августа 2019 года, им руководит хоким (глава администрации) Алмалыка Усман Рахимов, который обязал сотрудников АГМК, а также сотрудников узбекско-испанского химического завода «Аммофос Махсам», кадастровой и налоговой служб, банков и махаллинских (квартальных) города Алмалыка собирать хлопок под видом добровольцев или платить из собственного кармана нанимаемым сборщикам хлопка, приехавшим из Ферганской области. Сам Усман Рахимов тоже ночует в этом штабе, ему готовят еду отдельно, продукты питания привозят на машине «скорой помощи», в том числе алкоголь, сообщают правозащитницы.

В лагере находятся 150 сборщиков хлопка, они спят в павильонах лагеря на детских кроватях, в штабе есть полевая кухня, информационный центр со стендами и журналами, где размещаются сводки сдачи сбора хлопка от хокимията Алмалыка. В этом же штабе выдаются различные накладные, а кассиры выплачивают деньги за собранный хлопок.

Бригадир хлопковых отрядов Фархад Ниязов показал правозащитникам условия проживания сборщиков хлопка и сводки на компьютере.

В рекомендациях Узбекистану от МОТ (Международной организации труда) в 2018 году содержится призыв прекратить местные и частные инициативы по предоставлению сборщиков для замены или сбора средств для сбора хлопка с частных предприятий и лиц (в данном случае частными предприятиями являются АГМК и «Аммофос Махсам»), однако эти рекомендации игнорируются.

Фактически три хокима – хоким Алмалыка, хоким Пскентского района и хоким Ташкентской области – нарушают закон и Конвенцию МОТ, поскольку допускают обязательный «добровольный» труд на хлопковых полях жителей промышленного города Алмалыка, не имеющего никакого отношения к хлопку, говорится в сообщении ПАУ от 31 октября.

«Захват МВД» для защиты заключенных, избиваемых за невыполнение норм сбора хлопка

27 октября правозащитницы Солмаз Ахмедова и Елена Урлаева провели пикет возле здания МВД Узбекистана в Ташкенте с требованиями расследования избиений заключённых тюремной колонии №50, которых по приказу начальника этой колонии Абдулазиза Аширова избивают за невыполнение нормы сбора хлопка в Джизакской области.

Так как все сотрудники МВД вывезены на плантации, на переговоры к пикетирующим никто не вышел. Тогда правозащитницы зашли в здание МВД Узбекистана, Елена Урлаева своим домашним ключом открыла двери приёмной, и женщины, зайдя в приёмную, стали звонить со служебных телефонов для вызова милиционеров и для передачи заявления по принятию срочных мер.

После этого появились милиционеры, которые вызвали сотрудников Главного управления исполнения наказания (ГУИН) во главе с начальником управления Бахромом Мадиёровым.

Мадиёров принял заявления от Солмаз Ахмедовой и Елены Урлаевой по фактам избиений трёх заключённых – Бобура Усманова (избит 12 октября 2019 года Ильхомом Бахромовичем), Абдувахида (избит в октябре 2019 года), Шерзода Юсупова (избит 26 октября 2019 года) и по фактам преследования с угрозами убийства заключённого Умида Хаитова, после чего заверил, что будет проведена служебная проверка в отношении начальника колонии №50 Аширова и что случаи избиения заключённых будут расследованы.

Военные-хлопкоробы

26 октября Солмаз Ахмедова и Елена Урлаева посетили хлопковые полевые штабы Джизакского и Самаркандского военного округа, расположенные в городе Пахтаабаде в Сырдарьинской области. Военные там собирают хлопок, для них установлена ежедневная норма сдачи в 100 килограмм.

Правозащитницы увидели, что полевой военный штаб расположен в здании на территории тракторного парка «Агросервис», к штабу приставлена охрана (хотя правозащитницам удалось зайти на территории этого штаба и сфотографировать информационный центр, в котором обрабатывают сводки сдачи хлопка, также было сделано фото охраны).

В палаточном городке расположилось около тысячи военных, в полевой штаб заходили военные с мешками хлопка. Возле входа в этот штаб была табличка с надписью «Запретная зона».

В рекомендациях Узбекистану от МОТ в 2018 году предлагалось ограничить использование военных в соответствии с международными трудовыми нормами, однако эти рекомендации государством игнорируются, пишут правозащитницы.

Вместо расследования избиений заключенных, началось их преследование

23 октября Солмаз Ахмедова и Елена Урлаева провели пикет у здания ГУИН в Ташкенте в защиту заключённых КИН №49 в г Карши (в апреле 2019 года Акмалем Очиловым были жестоко избиты Мустафа Темиров и еще 15 заключённых), КИН №51 Касан (в этой зоне применяют пытки и заключённые зашивают рты иголками), КП №50 (заключённых избивают за невыполнение нормы при сборе хлопка, избиты Бобур Усманов, Абдувахид).

Затем женщины были приглашены к заместителю начальника ГУИН, который принял их заявления. Он сообщил им, что в КП №50 выехала комиссия от МВД РУз.

Правозащитницам звонили заключённые. Умид Хаитов, который был брошен в «зиндан» (видимо, имеется в виду штрафной изолятор, карцер – ред.) на 5 суток за невыполнение нормы сдачи хлопка в 100 килограмм, сообщил, что вместо расследования избиения заключённых его стали преследовать сотрудники колонии и какие-то неизвестные мужчины, приехавшие в колонию на «Нексии» чёрного цвета, которые заставили заключённых писать, что сотрудники колонии никого не избивают и что заключённые сами упали; были и запугивания родственников – сотрудники спецслужб приехали в Андижан в дом матери Умида Хаитова и провели с ней беседу по поводу её сына.

Ранее Умид Хаитов рассказал, что в сентябре заключённых этой колонии вывезли на сбор хлопка в Джизакскую область, в район Зафаробада, в том числе и его самого. Умид никогда раньше не собирал хлопок и в день мог собрать только 50, 60 и 70 килограмм, хотя норма сбора хлопка установлена в 100 кило. В итоге за невыполнение нормы Хаитов был наказан и брошен в «зиндан» на 5 дней (до этого он содержался в колонии Жаслык, ему как спортсмену дали тюремный срок за убийство другого спортсмена во время рукопашного боя).

В настоящее время начальник и сотрудники колонии принуждают выехать его на сбор хлопка, но Умид отказывается, потому что заключённые не могут собирать по 100 килограмм хлопка и вынуждены покупать его у местных женщин по 1500 сумов ($0,16) за кило, а денег у родственников Умида нет. За отказ собирать хлопок Умиду Хаитову угрожают возвратом в тюрьму, физической расправой (на хлопке невыносимые условия труда, заключённых поднимают в 3:30 утра, потом они идут пешком в поля чуть меньше десяти километров и до 23-24 часов собирают хлопок).

Если расстояние составляет более десяти километров, то 58 заключённых помещают в микроавтобус и с каждого заключённого затем высчитывают еще и по 2000 сумов ($0,2) за проезд к полю. Заключённые вынуждены просить деньги у родных и покупать хлопок.

Умид Хаитов также сообщил, что заключённых этой колонии продают как рабов хозяевам частных предприятий, кирпичных заводов, цена «аренды» одного заключённого 4 миллиона сумов ($430) (на какой срок, не уточняется – ред.)

Правозащитницам стало известно, что на поле сотрудник колонии Ильхом Бахромович избил заключённого Бобура Усманова (житель Чиланзарского района Ташкента), который находился в больнице ТашМИ с 12 октября по 19 октября с диагнозом «сотрясение мозга и повреждения ушных перепонок». Его мать Доно Якубова вместе с правозащитницей Солмаз Ахмедовой провели пикет у ГУИНА с требованиями расследования избиения Бобура Усманова.

Правозащитники альянса намерены добиваться привлечения к уголовной ответственности сотрудников тюрем и колоний, которые пытают и избивают заключённых, продают их в рабство, используют вместо хлопкоуборочной техники на хлопковых полях, а также вымогают деньги за хлопок, говорится в тексте рассылки от 24 октября.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.