В обсуждаемой в настоящее время стратегии развития сельского хозяйства сельского хозяйства Узбекистана на 2020 – 2030 годы озвучено количество людей в стране, испытывающих нехватку продовольствия. Отмечено, в частности, со ссылкой на результаты ежегодных исследований ФАО, что в 2018 году в республике голодало 6,3% от общего количества населения. По прогнозу, в 2021 году количество испытывающих голод людей сократится до 5%, в 2025 году – до 3% и к 2030 году будет сведено на нет.
По прогнозу, будет снижаться удельный вес продовольственных товаров в структуре потребительских расходов. По данным Всемирного банка, доля продовольствия в структуре потребительских расходов в 2018 году составляла 50% . В рамках реализации стратегии этот показатель может снизиться до 45% в 2021, до 40% – в 2025 и до 35% в 2030 годах.
В обсуждаемом документе, в частности, отмечено, что текущая модель обеспечения продовольственной безопасности не отвечает в полной мере существующим потребностям и вызовам, а также не способна в полной мере обеспечить достижение цели устойчивого развития ООН по ликвидации голода, обеспечению продовольственной безопасности и улучшению питания и содействию устойчивому развитию сельского хозяйства (ЦУР 2).
В рамках реализации стратегии будут определены и устранены факторы, сдерживающие обеспечение продовольственной безопасности, которые включают: сокращение физического доступа к продовольствию; рост цен на некоторые сельскохозяйственные продукты, снижающие их экономическую доступность для домохозяйств; снижение качества рациона населения, а также резкие колебания цен и объемов доступного продовольствия.
Основной целью стратегического приоритета является разработка государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности без использования инструментов государственного планирования для производства и закупки пшеницы через устанавливаемые государством цены.
Предусмотрено формирование государственных стратегических запасов зерна и других товаров за счет государственных закупок по рыночным ценам. Государственный интервенционный механизм будет ограничен обеспечением достаточных резервов для случаев продовольственного кризиса, вызванных чрезвычайными ситуациями, такими как стихийные бедствия, военные конфликты, значительные изменения цен на местных и международных рынках, санитарные и фитосанитарные риски и другие внешние факторы, оказывающие значительное влияние на бесперебойную поставку продуктов питания.
Основные аспекты государственной политики будут направлены на обеспечение доступа всех домохозяйств к безопасному и сбалансированному питанию по доступным и стабильным ценам. Это также будет способствовать достижению Целей устойчивого развития Республикой Узбекистан (ЦУР), в том числе ЦУР 2 – «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и продвижение устойчивого сельского хозяйства».
Предлагаемый механизм обеспечит разработку эффективных систем социальной защиты уязвимых слоев населения. Стратегия также затрагивает вопросы сокращения объемов пищевых отходов, говорится в обсуждаемом документе.
Предложено создать Межведомственный совет по продовольствию и питанию, который обеспечит действенную координацию для реализации государственной политики в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения, сельского хозяйства и безопасность пищевых продуктов.
Документ может быть изменен, дополнен или отклонен.
Сельское хозяйство, являясь ведущей отраслью экономики Узбекистана, обеспечивает занятость 3,6 млн человек (27 процента занятых по экономике в целом). Доля отрасли в валовом внутреннем продукте страны страны составляет 32 процента.
Земли, используемые для сельскохозяйственного производства, занимают 45 процентов территории Республики, около 50 процентов населения проживает в сельской местности.
Экспорт сельскохозяйственной продукции приносит Республике Узбекистан около 20-25 процентов совокупных экспортных доходов.
В настоящее время более 180 видов агропродовольственной продукции экспортируются в 80 стран мира.
В результате осуществленных реформ в сельском хозяйстве налажен кластерный метод производства, которым охвачено от всей площади сельскохозяйственных земель по видам культур: в хлопково-текстильном секторе 62 процента, в животноводстве – 8 процентов, плодоовощеводстве – 7,5 процентов.
В. Новиков
Leave a Reply