Семь лет назад таджикские археологи сделали уникальное открытие: в Припамирье на высоте более 1700 метров над уровнем моря был обнаружен древний город Карон. Ученые предполагают, что этот высокоразвитый город был построен более 4000 лет назад. Открытие Карона корректирует представления о местах возведения городов в древности и открывает новые страницы истории расселения, жизни и быта предков современных таджиков.
С легкой руки президента
Внимание археологов обычно привлекают земли в долинах с благоприятным для земледелия климатом, где есть или когда-то были реки. Такие территории часто преподносят множество находок, рассказывающих о людях, живших там многие века назад. Гораздо реже раскопки ведутся в высокогорье. Наверное, поэтому до последних лет таджикским ученым ничего не было известно о затерянном в горах древнем городе Кароне. Причем, это открытие было сделано с легкой руки самого президента республики Эмомали Рахмона. Но тогда об этом он еще не знал.
Глава государства, регулярно совершающий рабочие визиты в регионы страны, в 2007 году пригласил с собой в очередную поездку в Дарвазский район академика Юсуфшо Якубова — уроженца этих мест, а ныне известного археолога, более полувека работающего на раскопках. Представив его землякам, Рахмон предложил им рассказать ученому об интересных исторических местах в Дарвазе. Жители сообщили о местечке Калъаи Кухна (в переводе с таджикского «старая крепость»), находящемся в пяти километрах от поселка Калъаи Хумб. Поселок в свою очередь расположен в 368 км от Душанбе, на высоком берегу реки Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном. Этот горный регион имеет лишь ограниченные участки земли, которые ранее не привлекали внимания археологов.
Храм огня. Фото Юсуфшо Якубова
Местные жители пообещали, что соберут деньги на археологические раскопки. И действительно собрали. В 2012 году начались работы, которые продолжаются до настоящего времени.
Поначалу в местечке Калъаи Кухна Якубов увидел лишь высокий глиняный холм. Но опытный археолог сразу предположил, что под слоем земли может находиться пятикупольное культовое здание. Первые раскопки подтвердили его догадку — раскопанные фрагменты сооружения оказались храмом огня. Аналогичные постройки были обнаружены неподалеку. Ученый определил, что они служили храмами воды и ветра. Найденные святилища свидетельствуют, что жители Карона исповедовали зороастризм (древняя политеистическая религия иранских народов, представители которой поклонялись огню и Солнцу. — Прим. «Ферганы»). Археологи определили, что это был довольно развитый город, и дали ему название Карон, что в переводе с персидского означает «город на высоте». Якубов отмечает прекрасный выбор места для города.
«Карон был расположен на горе, которую с трех сторон огибает и, соответственно, защищает полноводная река Пяндж, а с четвертой стороны находились мощная стена и башня, откуда у защитников города открывался отличный обзор местности. Мы были рады обнаружить хорошо сохранившиеся стены зданий, что позволяет легко определить их предназначение, архитектурный стиль, строительный материал.
Проведенные позже раскопки показали, что город состоял из четырех частей: общественной, где находились храмы и центральная площадь, цитадели правителей, жилой части (дашти минора), где проживали горожане, и погребального комплекса (дахма).
Для развлечения жителей существовал стадион, где играли в чавгонобози (командная конная военная игра наподобие хоккея на траве. — Прим. «Ферганы»), вмещавший до 10 тысяч человек. Там находятся остатки большого архитектурного сооружения – амфитеатра и башни. Существовал и промышленный район, в котором были мастерские для обжига кирпича, изготавливались глиняные трубы, работала ветряная мельница», — рассказал археолог «Фергане».
Помещение внутри цитадели. Фото Юсуфшо Якубова
Последние находки
Недавно завершился полевой сезон этого года, ставший седьмым сезоном раскопок под руководством Юсуфшо Якубова на Кароне.
«В этом году мы работали в цитадели — внутри городской крепости, где нашли великолепные архитектурные сооружения, в строительстве которых широко использовался сланец. Работа настолько качественная, что стены выглядят словно сделанные из обожженного кирпича. Несомненно, что они являются царскими покоями.
В цитадели мы нашли помещение, в восточной стене которого был обнаружен алтарь, — он свидетельствует о том, что здесь был домашний храм или, точнее, царское святилище. Там был обнаружен огромный каменный сосуд весом не менее двух тонн, высеченный целиком из камня, который и сейчас пригоден для применения. Неподалеку оказалась массивная голубоватая шлифованная плита и большое блюдо. Скорее всего, в этом сосуде хранили хаум — напиток из воды с соком растений, который освежает память и полезен для здоровья, а блюдо предназначалось для хлеба. Несомненно, что в святилище возносились молитвы, а перед ними зороастрийцы принимали хаум и кусочек хлеба, что придавало ясность уму при чтении молитв», — поясняет ученый.
В этом сезоне были уточнены некоторые ранее полученные данные. Археологи обнаружили, что территория города значительно больше, чем предполагали до сих пор, поскольку жилища разбросаны на площади 200 гектаров, а не 100.
Признаки высокой цивилизации
В ходе раскопок в цитадели также были найдены остатки обсерватории и астрологической комнаты. Кроме того, в Кароне действовал водопровод и дренажная система. Эти находки, которые Якубов датирует примерно II тысячелетием до нашей эры, свидетельствуют о высокоразвитой цивилизации.
Найденные на Кароне водопроводные трубы. Фото Юсуфшо Якубова
«В Кароне была обнаружена самая древняя в Центральной Азии обсерватория и астрологическая комната. То, что найденные помещения служили именно обсерваторией, подтверждают каменные таблички с разными геометрическими знаками и плита с изображением символов зодиака.
В городе существовала водопроводная система, которая была организована удивительно рационально: в каналах укладывались глиняные трубы, соединенные таким великолепным раствором, что вода нигде не протекала. Сверху каналы закрывались каменными плитами и засыпались землей. Чрезвычайно разумно использовались географические условия местности, что позволяло самотеком по трубам подавать воду в цитадель и город. Кроме того, мы нашли остатки дренажной системы и вентиляции помещений», — делится Якубов.
При всем богатстве архитектурных находок на Кароне за семь лет раскопок ученые нашли всего лишь три монеты: одну – Кушанского периода, другие две — V-VI вв. нашей эры. Также мало обнаружено бытовых предметов и ценностей. Все это свидетельствует об организованном уходе жителей из города, которые унесли с собой все имущество, говорит Юсуфшо Якубов. Ученый предполагает, что Карон был покинут в XV веке, и не вследствие захвата, а из-за нехватки воды. Люди могли покинуть город по двум причинам. В Кароне работали мастера по выплавке железа, которые вырубили все окружающие леса, в результате чего нарушилось экологическое равновесие и высохли источники, снабжавшие водопроводную систему города. Второй причиной могло быть обнаружение правителями Карона более удобного места в долине, где климат был теплее, а пахотные земли и вода — более доступными.
Кто даст деньги на раскопки
В этом году сезон раскопок продолжался всего три месяца, хотя в Таджикистане с его сухим и жарким климатом полевые работы можно проводить полгода.
«Дольше не могли работать из-за отсутствия средств, — посетовал Якубов. – Так как бюджетное финансирование недостаточное, до сих пор нас понемногу финансировали частная компания «Муаллими Кухистон», королевский музей Бельгии, Эрмитажная археологическая экспедиция. Самый длительный сезон был в 2013 году, когда раскопки посетил президент Эмомали Рахмон, — спонсоры тогда расщедрились, и мы копали пять месяцев».
Ученый надеется на дальнейшее проведение раскопок и ожидает поддержки не только от внешних доноров, но и от научных ведомств Таджикистана.
«Возможно, в 2020 году при составлении нового финансового плана нам будет выделено больше средств. При достаточном финансировании работы в Кароне хватит еще минимум на 10 лет. Этот древний город, который просуществовал около 4000 лет, сулит еще много открытий, проливающих свет на вопросы ученых относительно развития арийской цивилизации, возникновения, функционирования и исчезновения городов. Ведь каждый полевой сезон приносит новые удивительные находки. Думаю, что главные открытия еще впереди, ведь мы еще не вскрывали жилые районы и могилы погребального комплекса», — заключил Якубов.
Фотографии предоставлены Юсуфшо Якубовым
Гуландом Зарифи
Leave a Reply