RAEX-Europe подтвердило рейтинг суверенного правительства Узбекистана на уровне «BВ-»

RAEX-Europe подтвердило рейтинг суверенного правительства (SGC) Узбекистана на уровне «BВ-» (достаточный уровень кредитоспособности правительства) в национальной валюте и на уровне «BВ-» (достаточный уровень кредитоспособности правительства) в иностранной валюте.

Прогноз по рейтингу стабильный, что означает в среднесрочной перспективе высокую вероятность сохранения рейтинговой оценки.

«Подтверждение рейтинга Узбекистана на уровне «ВВ-» со стабильным прогнозом обусловлено высокими темпами экономического роста, стабильной финансовой позицией правительства при умеренном уровне государственного долга и улучшением уровня прозрачности и качества управления бюджетной и денежно-кредитной политикой. Рейтинги также поддерживаются быстрорастущим банковским сектором, который сохраняет благоприятные показатели капитализации, качества активов и прибыльности.

С другой стороны, рейтинги по-прежнему сдерживаются повышенным уровнем безработицы, слабым институциональным развитием, высокой коррупцией и одним из самых низким в регионе уровнем ВВП на душу населения. Кроме того, высокая инфляция и волатильность обменного курса негативно влияют на кредитоспособность, что дополнительно усугубляется ограниченностью денежно-кредитной политики из-за сильной сегментации в банковском кредитовании, повышенным уровнем финансовой долларизации и неразвитостью внутреннего рынка капитала.» – отметил Владимир Горчаков, Associate Director RAEX-Europe.

Инвестиции и реформы ускоряют экономический рост, в то же время безработица сохраняется на высоком уровне. Экономика Узбекистана продолжает ускоряться, демонстрируя рост реального ВВП на 5,8% в первом полугодии 2019 года год к году, вслед за ростом 5,1% в 2018 году. Восходящая тенденция обусловлена высокими темпами роста инвестиций в основной капитал после десятилетий недоинвестирования. Налоговые реформы, инициированные в 2017 году, а также либерализация цен, внешней торговли и валютных операций содействовали оживлению экономики. Значительным стимулом стало активное государственное финансирование приоритетных проектов, в основном в нефтегазовой отрасли, энергетике и ирригации земель. В результате наиболее заметный вклад в ВВП внесли промышленность, строительство и сфера услуг, в то время как сельское хозяйство, напротив, снизилось в силу неблагоприятных погодных условий. Вдобавок к этому быстрорастущее внутреннее потребление поддерживало рост, однако его частично абсорбировали высокая инфляция и возросший импорт.

«Мы ожидаем, что в 2019 году рост ВВП составит от 5,5% до 6% при дальнейшем росте инвестиций и внутреннего спроса, чему будет способствовать снижение ряда налогов и увеличение заработных плат. В то же время сохраняются риски нестабильности в сельском хозяйстве и сокращения экспорта на фоне глобального экономического спада. В долгосрочной перспективе экономический рост будет определяться последовательностью и эффективностью реформ, ориентированных на модернизацию массивного сектора государственных предприятий, повышение инвестиционной привлекательности страны через снижение коррупции и устранение препятствующих развитию бизнеса законодательных барьеров», – отмечает агентство.

Несмотря на предпринятые реформы, направленные на увеличение официальных рабочих мест через снижение налоговых ставок для бизнеса по отчислениям в фонд оплаты труда, ситуация на рынке труда характеризуется существенной безработицей, присутствием низкооплачиваемого неофициального сектора и сезонностью. Усовершенствованная методология оценки показала, что уровень безработицы в 2018 году достиг 9,3%. Так как текущая демографическая ситуация способствует ускоренному росту предложения рабочей силы, то для покрытия дефицита потребуется удвоить ежегодные темпы создания рабочих мест в экономике.

На данный момент за рубежом работают 2,6 млн. человек, в основном в России и Казахстане, однако замедление экономического роста этих стран может привести к снижению спроса на рабочую силу из Узбекистана. В результате, низкая занятость и производительность труда нашли отражение в одном из самых низких показателей ВВП на душу населения по ППС среди стран Центральной Азии – на уровне 7,5 тыс. долларов США в 2018 году.

На фоне активной заемной политики долговая нагрузка сохраняется на приемлемом уровне с благоприятными сроками и условиями погашений. Активная позиция Узбекистана в сфере внешних заимствований проявилась в подписании ряда новых кредитных соглашений с международными финансовыми институтами, в запуске с конца 2018 года эмиссий государственных облигаций в национальной валюте, а также в размещении еврооблигаций на сумму 1 млрд. долларов США в начале 2019 года. В связи с этим государственный долг (прямой и гарантированный государством) на конец 2018 года составлял 10 млрд. долларов США, или 20,5% от ВВП, а в августе 2019 года государственный долг достиг 11,7 млрд. долларов США.

В целом, текущий уровень государственной задолженности является приемлемым и одним из самых низких среди стран СНГ, учитывая также благоприятные условия и структуру сроков ее погашения, поскольку она в основном состоит из долгосрочных и льготных заимствований от международных организаций и иностранных государств. Кроме того, краткосрочные обязательства, включая обслуживание долга, в 2018 году составляли всего 1,5% ВВП. Негативным фактором в отношении государственного долга является главным образом то, что почти 100% обязательств номинировано в иностранной валюте, что обусловливает его высокую чувствительность к колебаниям обменного курса. Влияние данного риска будет постепенно снижаться, в случае дальнейшего выпуска на внутреннем рынке государственных облигаций, номинированных в сумах, доля которых по-прежнему невысока. «Мы ожидаем, что с учетом продолжения девальвации национальной валюты и реализуемой политики внешних заимствований соотношение государственного долга к ВВП составит 23,5%-24% к концу 2019 года», – говорится в отчете RAEX-Europe.

Бюджетный дефицит является управляемым, при этом сокращение директивного кредитования и структурные реформы в государственном будут иметь положительный эффект. Как отмечалось в нашем предыдущем отчете , несмотря на высокие доходы и профицит консолидированного бюджета, общий баланс бюджета, включающий внебюджетные операции и директивное кредитование , в 2018 году был отрицательным и составил -2,1%. В 2019 году мы ожидаем ухудшения показателей доходов в связи с проведением стимулирующих налоговых реформ. В этой ситуации правительство декларирует осмотрительную налогово-бюджетную политику со снижением объема льготного директивного кредитования экономики. Исходя из этого, прогнозируется, что общий дефицит бюджета будет меньше 2% от ВВП, что не создает угрозы для ухудшения ситуации с государственными финансами.

«Мы по-прежнему полагаем, что финансовые риски связаны с широким присутствием государства в основных отраслях экономики и банковском секторе. Государственные предприятия работают в условиях слабой конкуренции и пользуются большим количеством государственных преференций, что при переходе на новый экономический режим может привести к снижению эффективности и росту убыточности, с последующей материализацией условных обязательств. Позитивным сигналом в этой связи являются планы по реструктуризации государственного сектора, включая усиление корпоративного управления и приватизацию ряда компаний и банков. Дальнейшее улучшение качества фискальной политики будет зависеть от планомерного сокращения объемов кредитования и выполнения обязательств по утвержденному бюджетному плану на 2019-2021 годы», – отмечает RAEX-Europe.

Банковский сектор продолжил расти и остается стабильным, в то же время риски концентрации и регулирования остаются повышенными. В связи с активным кредитованием совокупные активы банковской системы стремительно растут и в 2018 году достигли 53% ВВП. При этом рост внутренних кредитов в 2018 году составил 51%, наибольшая их часть пришлась на государственные банки, задействованные в распределении государственных ресурсов для госкомпаний и на приоритетные программы. Поддерживаемый государством банковский сектор демонстрирует хорошую рентабельность и капитализацию с коэффициентом ROA 2%, соотношением капитала к активам – 11,3%, соотношением собственного капитала и активов, взвешенных с учетом риска – 15,3% и низким официально зарегистрированным уровнем проблемных кредитов – 1,5% от совокупных кредитов по итогам 2 квартала 2019 года.

Риски высокой концентрации остаются основным фактором ухудшения конкуренции в банковской системе. На долю трех крупнейших банков приходится 55% совокупных активов, при этом государственные банки продолжают доминировать, сосредоточив концу 2018 года более 80% совокупных активов и занимая более выгодное положение на рынке, получая фондирование по ставкам ниже рыночных. Кроме того, кредитный портфель госбанков в значительной степени сосредоточен на отдельных крупных госпредприятиях и, учитывая, что некоторые из них уже столкнулись с финансовыми трудностями после либерализации обменного курса, а также значительную долю реструктурированных валютных займов, существует вероятность ухудшения качества кредитов в среднесрочной перспективе.

Денежно-кредитная политика остается жесткой, однако ее трансмиссионный механизм ограничен. Проводимые в стране реформы, рост потребительского спроса и инвестиций вызвали серьезное ценовое давление и повысили инфляционные риски. Инфляция остается крайне волатильной, с резкими колебаниями от 20,5% в январе 2018 года до 13% в январе 2019 года. Как упоминалось в предыдущем отчете, в условиях возросшей нестабильности обменного курса и неблагоприятных прогнозов инфляции Центральный банк Узбекистана (ЦБУ) ужесточил денежно-кредитную политику, повысив в сентябре 2018 года ставку рефинансирования с 14% до 16%. В то же время, поддерживая режим свободного обменного курса, ЦБУ проводит только нейтральные интервенции, в основном для стерилизации покупок золота за иностранную валюту. RAEX-Europe ожидает, что годовая инфляция в 2019 году несколько превысит интервал прогнозирования ЦБУ в диапазоне 13,55%-15,5%, что связано с ростом инфляционных ожиданий, высоким внутренним спросом и дальнейшей либерализацией цен на энергоносители.

«Несмотря на успехи в реализации таргетирования инфляции и улучшения ликвидности, мы отмечаем, что эффективность трансмиссионного механизма остается низкой, поскольку по-прежнему ограничивается регулированием кредитного рынка, повышенной зависимостью ЦБУ и неразвитостью внутреннего рынка капитала. Кроме того, уровень финансовой долларизации остается высоким вследствие высокого спроса на валютные ресурсы и все еще низкого доверия к национальной валюте. Иностранная составляющая в совокупных депозитах и кредитах банковской системы на 1 августа 2019 года достигла 43% и 57% соответственно», – подчеркивает RAEX-Europe.

Дефицит текущего счета значительно расширяется, но внешняя позиция остается уверенной. В 2018 году импорт вырос более чем на треть, благодаря либерализации валютных операций, увеличению спроса на инвестиции в основной капитал и снижению импортных пошлин на ряд товаров. Хотя экспорт незначительно вырос на 11% и стабильный вклад денежных переводов составил 5,7 млрд. долларов США, баланс по текущим операциям перешел от профицита в 2,5% в 2017 году к дефициту в 7,1% в 2018 году.

RAEX-Europe ожидает, что в 2019 году существенный дефицит текущего счета сохранится, поскольку импорт продолжает расти за счет увеличения инвестиций в модернизацию, опережая экспорт сырьевых товаров, которые составляют около 80% от общего экспорта, из которых более половины приходится на золото и природный газ. Тем не менее, риски ухудшения внешней позиции компенсируются умеренным уровнем внешнего долга с благоприятными сроками погашения и буфером в виде значительных международных резервов, которые по состоянию на август 2019 года составили 27 млрд. долларов США, покрывая почти 13 месяцев импорта.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.