Иностранные инвесторы покидают Кыргызстан: послесловие к событиям в Солтон-Сары

Громкое задержание бывшего президента Кыргызстана и беспорядки в с. Кой-Таш, а также частично в Бишкеке, заслонили собой другое событие, состоявшееся почти параллельно с политической схваткой власти с бывшим лидером. События в Солтон-Сары (Нарынская область), где произошел конфликт местного населения с работниками китайского предприятия, занимающегося добычей золота, снова подняли вопрос об инвестиционном климате страны, и об особенностях работы там иностранного бизнеса. На данный момент работы прекращены, а иностранный инвестор собрался уходить с месторождения. Между тем, профессиональные геологи и специалисты в горных разработках утверждают, что за последние годы в горнодобывающей отрасли Кыргызстана произошли позитивные изменения. Прежде всего, обновляется и совершенствуется земельное, горное и налоговое законодательство. После 2000-х годов лицензионное и налоговое законодательство Кыргызстана поэтапно модернизировалось с целью привлечения инвестиций в горный сектор. В свою очередь оформились экологические нормативы, природоохранные требования. Зафиксированы выплаты по социальным пакетам для добывающих компаний. В горных разработках внедрены новые технологии и методики. К тому же, позитивно для Кыргызстана менялись цены на золото. Так,его рыночная стоимость выросла в пять раз, с 256 долларов за унцию в 2001 году до 1300 долларов в 2018 году и 1400 долларов на июнь 2019 года. Изменились минимальные промышленные кондиции, приоритеты разведки, горной отработки, технологии обогащения. Например, важнейший приоритет т.н. гравитационной технологии обогащения– это неприменение химических веществ, экологическая безвредность, полная рекультивация хвостов и отвалов, создание техногенных водоемов хозяйственного значения и новых рекреационных ландшафтов. Объемное моделирование помогает оптимизировать геологоразведочные работы, проектирование, эксплуатацию месторождений, восстановление и улучшение окружающей среды. Получается, многое сделано для успешной работы иностранных инвесторов. Однако, как видим, развитие бизнеса в Кыргызстане сулит иностранным, и российским в том числе, компаниям не только плюсы, но и дополнительные проблемы. Эти трудности объясняются как региональной спецификой: языковые барьеры, особенности менталитета и т.п., так и более глобальными причинами — бюрократическими, политическими, социокультурными.

Image result for В Солтон-Сары пострадали от бросаемых камней 20 человек

Конфликты местного населения и работников иностранных предприятий в Кыргызстане не редкость. Потому можно отметить некоторые повторяющиеся явления. Прежде всего, никто не снимает ответственности с инвесторов в деле организации правильного, современного и экологически грамотного производства. И государственные чиновники не должны оставлять местное население один на один с инвестором, понимая, что гонка за прибылями часто предполагает снижение издержек на обеспечении безопасности производства, его экологической чистоты и т.п. И права работников, трудящихся, как раньше говорили, также требуют защиты.

Однако, что в очередной раз показали события в Солтон-Сары?

Во-первых,местные и областные власти не предотвратили сползание конфликта в фазу эмоционального взрыва, когда в ход пошло применение физической силы с бросанием друг в друга камней, а также захват техники предприятия. Это также свидетельствует о слабой подготовке самого соглашения со стороны правительственных чиновников, если вдруг инвестор сталкивается с выдвижением требований со стороны местного населения. В этом случае не спасает значительный вклад иностранных бизнесменов в социальные программы района и местного сообщества, куда предпринимателями делаются прямые отчисления. Не защищает инвестора и наём значительного количества рабочих в местном сообществе. Видимо, во всех конфликтных ситуациях системно не учитываются важные причины возможных конфликтов, вплоть до столкновения разных социокультурных ценностей

. Во-вторых,системной работы по подготовке и реализации программ информационного взаимодействия с местным населением обычно не проводится.

И тогда не удивительно, что уровень слухов и наговоров превосходит все попытки объяснить ситуацию, что называется, задним числом. Не секрет, что не только местные сообщества живут слухами, но и средства массовой информации, особенно небольшие, часто превращаются в источники, в данном случае, дезинформации.

В-третьих,когда конфликт сползает к фазе эмоционального взрыва, это происходит в форме прямого нападения на работников иностранной компании и на техническое оборудование.

Риторический вопрос: что делали местные власти и компания инвестора на этапе проявившихся противоречий интересов сторон, еще до эмоционального взрыва? Когда состоялись столкновения, обсуждать интересы уже поздно. В Солтон-Сары пострадали от бросаемых камней 20 человек, захвачена и частично разбита часть техники. Вспомним, как несколько лет назад происходили нападения на персонал и технику геологов российской компании, поджоги временных жилищ. А ещё ранее звучали угрозы расправы относительно персонала австралийской горнодобывающей компании.

Image result for В Солтон-Сары пострадали от бросаемых камней 20 человек

В-четвертых,поводом к конфликту часто бывают проблемы местных сельхозпроизводителей: либо опасения за состояние пастбищ, либо падёж скота.

В Солтон-Сары у одного из хозяев погибло 22 животных, у 2-х из них были обнаружены признаки ртутного отравления. Это стало поводом мгновенного обвинения иностранного инвестора в целенаправленном отравлении «природы». Уровень знаний теперь, включая патентованных экологов, не позволяет быстро и точно установить истинные причины, а вот повесить на чужаков политические обвинения готовы сразу, и многие. В плане рекомендаций напрашиваются следующие советы. При ведении бизнеса в Кыргызстане большую роль играют местные партнёры. Они не только лучше знают национальные обычаи и язык, а также конъюнктуру рынка, но и обладают таким неоценимым нематериальным ресурсом, как связи, что особенно важно при осуществлении крупных проектов. Причем иногда связи могут играть даже большую роль, чем возможности рынка. Речь идёт как о выборе одного стратегического партнера, так и о создании разветвленной партнёрской сети. При этом и способы поиска местных фирм, и принципы дальнейшей работы с ними могут быть разными. Государству и гражданскому обществу нужно определиться, по какому пути развивать страну дальше. Общий принцип звучит так: нельзя без социальной катастрофы понижать достигнутый уровень структурной сложности технологий, устройства и жизнедеятельности социума. Последствия этого не менее грозные: препятствуя технологическому прогрессу, социум неизбежно проваливается в свои архаические времена, и становится социальным реликтом. Отсюда – предстоит выбрать либо путь исключительно аграрной страны с чистыми лугами и ландшафтами, но тогда честно и прямо отказаться от разработок в горнодобывающей сфере. Либо все-таки вкладываться в эту выгодную сферу, но тогда правительственным чиновникам перестать думать, что их роль исчерпывается только подписанием бумаг и получением бонусов. Необходимо брать на себя сопровождение иностранных доходоприносящих проектов, особенно в области информационного и иного взаимодействия с местными сообществами. Одновременно стоит обратить внимание на более общую проблему столкновения требований современных технологических укладов производства и архаического миросозерцания в массе населения. Но это уже вопрос к системе образования. Фото © Sputnik / Евгений Епанчинцев


© ИАЦ МГУ

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.