События 7-8 августа и арест бывшего президента страны Атамбаева вызвали волну сценариев от политологов. Прогнозы самые разные: от «теперь Кыргызстан ждет светлое будущее», до «нынешняя власть поуправляет недолго». Но в основе всех мнений лежит исключительно оценка личности нового президента и его окружения.
На ресурсе аналитического центра при Московском госуниверситете (ИАЦ МГУ) опубликован материал под заголовком «По каким сценариям будут развиваться события в Кыргызстане?». Однако автор скорее рассуждает о том, почему невозможно рисовать сценарии для Кыргызстана.
ИАЦ предлагает отодвинуть эмоции в сторону и попытаться ответить на вопрос: а возможны ли вообще сценарии для Кыргызстана?
Вопросы без ответов
В статье отмечается, что в своих сценариях политологи отталкиваются от того, кто в какое кресло сядет и как скооперируются существующие управленцы. Именно с этой точки зрения при ответе на вопрос «А что именно начинается в стране?» звучит ответ — «строительство нового режима власти».
При этом никто не пытается разобраться в возможных проектах для развития Казахстана. Тех, что позволят решить назревшие проблемы в различных сферах жизнедеятельности. А ведь только при наличии таких проектов можно говорить о смысле сценарного подхода к прогнозированию развития ситуации. Поскольку только проекты позволят прикинуть финансовые возможности, их взаимосвязь, приоритеты развития и .т. д.
Бесспорно, что основным содержанием ближайшей политической активности в стране будет подготовка к выборам в Жогорку Кенеш КР, которые должны пройти в 2020 году. Но для Кыргызстана как нельзя лучше подходит фраза «Должны, но не обязаны».
В ней скрыто многое из того, что случается в Бишкеке. Впрочем, не только в столице, а пожалуй и во всей стране. По закону выборы должны пройти в 2020 году, но состоятся только тогда, когда будет выгодно тем, кто сейчас занят дележкой постов.
Поэтому сценарии просчитать в принципе невозможно. Если конечно ты не входишь в круг людей, которые заняты проработкой решений. Ну или экспертно обслуживают подковерную борьбу.
Очевидные вещи
Так что выборы состоятся тогда, когда будет принято решение о готовности к их проведению. А готовность наступит только тогда, когда участники процесса согласуют свои взаимные требования. То есть окончательно договорятся о сферах влияния.
Что можно сказать точно — только то, что будет в ближайшее время. И это не сценарий, это традиционные действия каждой новой власти Кыргызстана.
Во-первых, укрепление новой конфигурации политиков вокруг власти. Во-вторых, освобождение от старых политических договоренностей. И, конечно, от людей, с ними связанных. То есть предстоит ускорение судебных процессов над членами команды бывшего президента, а также определение набора обвинений, которые будут предъявлены Атамбаеву. Почему это очевидно?
Потому что страна в центре Азии не может управляться методом свободной игры политических сил. Обязательно выделяется и даже выталкивается наверх тот, кто единолично олицетворяет власть.
Такова природа политической культуры, опирающейся на соответствующие хозяйственные уклады. Вместе с этим определится опорная партия власти и политики, ее представляющие. Будут заключены соглашения с союзниками, которые составят будущую коалицию большинства.
Политическая импотенция
Также нужны будут системные оппозиционные силы в парламенте, и желательно две партии. Одна из них представит политиков севера, а другая – юга. Фигуры для этой роли уже сформировались прошлой политической деятельностью, а сейчас активизировались и вновь появились в политическом пространстве.
Понятно, что в условиях Кыргызстана нужно сохранять парламент как поле для связывания активности местных лидеров, которых для этого и приглашают. Однако события последних лет показали, что ни о какой верности лидеру не идет и речи.
Списки партии власти формируются лично «главнокомандующим», в них обязательно включаются олигархи и полностью отсутствует постоянное партийное строительство.
Ведь электоральная машинка, замещающая строительство партии, прекращает свою работу сразу после выборов. Толстосумы политикой ведают ровно в той мере, в какой нужно обеспечить получение прибыли от очередного проекта. А лично приглашенные в депутаты редко испытывают чувство благодарности и ответственности. Поскольку
кресло в парламенте не является их личным достижением в процессе политического роста. На них просто выпал выбор начальника
Главный вопрос
В связи с этим главное – предъявит ли власть обществу не борьбу с прежним руководством, а позитивную программу развития страны. Причем состоящую не просто из громких слов и обещаний, а из конкретных шагов. Тех, что могут легко стать простыми элементами разъяснения политики новой власти. А именно — что и когда будет сделано, и что от этого получат различные слои и группы общества
Именно от этого зависит, сможет ли власть перейти к сценарному управлению страной. Применение сценарного подхода является осмысленным, когда сценарий рассматривается не как предсказание будущего, но как инструмент управления проектами.
Фактически речь идет об уровне управления, который позволяет связывать, согласовывать и сочетать проекты между собой. Между тем для Кыргызстана пока характерно игнорирование проектных балансов в управлении.
В Кыргызстане проектами как властей, так и оппозиционных групп считаются исключительно установки их лидеров
Есть еще одно важное соображение.
Кыргызская культура не является времяориентированной. Тем самым для страны не нужно ставить задачу развития в зафиксированном времени программ и проектов. При этом управленческие действия не должны описываться в сюжетно-сценарных терминах.
Проектное пространство Кыргызстана практически пусто. Тем самым переход на сценарный уровень, во-первых, не нужен, а во-вторых, невозможен. Страна не является субъектом управления собственными сценариями. Поскольку значимые для этих сценариев параметры определяются внешними по отношению к стране игроками.
Leave a Reply