Почему в принципе девальвируется обменный курс национальной валюты?

Экономист Юлий Юсупов высказал свое мнение на счет резкого повышения курсов иностранных валют, в частности доллара США.

Меня несколько удивляет начавшаяся паника в социальных сетях по поводу повышения курса доллара.

– Как будто в нашей новейшей истории не было гораздо более сильных скачков обменного курса. Я даже не имею в виду примеры типа девальвации в сентябре 2017 г. Мы уже, видимо, стали забывать, как доллар до либерализации рос на черном рынке.

– Как будто до сентября 2017 года так называемый биржевой курс не выскакивал за «психологическую отметку» в 10 тыс. сумов. И нам не рассчитывали стоимость импортных товаров именно по этому курсу. Теперь же отметка в 10 тыс. видится каким-то концом света. А ведь эту отметку мы преодолели несколько лет назад.

– Как будто рыночный обменный курс не скачет в других странах, особенно у наших бывших соседей по СССР. У них скачет, а у нас почему-то не должен скакать?

Почему в принципе девальвируется обменный курс национальной валюты?

Ключевая причина – эмиссия избыточной денежной массы. На рынке валюты, как и на любом другом рынке, действуют элементарные законы спроса и предложения: если при обмене двух товаров друг на друга предложения одного товара становится больше, то его цена относительно второго товара становится меньше. Если скорость эмиссии избыточной массы сума превышает скорость эмиссии других валют, то цена сума относительно других валют должна снижаться.

Что такое избыточная денежная эмиссия? Рост денежной эмиссии (выпуска), превышающий темпы экономического роста. Проще говоря прирост денежной массы сверх прироста товарной массы. Если имеет место избыточная денежная эмиссия, то национальная валюта обесценивается, как на внутри страны (это выражается в росте внутренних цен, то есть в инфляции), так вне страны (что проявляется в падении обменного курса национальной валюты). Таким образом, по уровню инфляции можно судить и о примерных изменениях обменного курса, который должен уравновесить приток избыточной денежной массы, поступающей на валютный рынок.

Почему можно говорить только о «примерных изменениях»? Да потому, что кроме избыточной денежной массы на обменный курс влияют и другие факторы: изменение спроса на импорт, изменение объемах экспорта, поступлений валюты от трудовых мигрантов, притока кредитов и иностранных инвестиций, а также колебания курсов валют наших торговых партнеров. Поэтому уровень инфляции – это лишь примерный ориентир настоящих и будущих изменений обменного курса. Но не точный.

Какая у нас сейчас инфляция? Например, в 2018 г. по данным Госкомстата – 14,3%. Понятно, что эта цифра весьма приблизительна. Но о порядке цифр она говорит.

Image result for Например, в 2018 г. по данным Госкомстата – 14,3%.

На сколько обесценился сум за последний год на валютном рынке? Год назад 1 доллар стоил по официальному курсу 7765 сумов. Сегодня – 8705. Какой рост? Всего лишь 12%. Так это мало. Сум должен был обесцениться больше! Особенно с учетом того, что за предыдущие год он практически не обесценивался. Напомню, что в сентябре 2017 г. (после либерализации валютного рынка) доллар стоил 8094 сума. Насколько обесценился сум за два года? На 7,5%! Смешная цифра с учетом реальной инфляции в стране.  

Почему произошел относительно резкий скачок обменного курса именно сейчас?

Да, наверное, работают внешние факторы, о которых говорит Центробанк: валюты стран наших торговых партнеров несколько обесценились. Но основная причина в другом. До недавнего времени Центробанк, продавая золото на внешних рынках, де факто искусственно укреплял реальный обменный курс сума, то есть сдерживал его падение, связанное с эмиссией избыточной денежной массы.

А это стало главной причиной роста импорта за последние полтора года. Какая связь? И импорт, и экспорт очень сильно зависят от обменного курса. Если реальный обменный курс сума растет (то есть номинальная девальвация отстает от инфляции), то импорт становится относительно дешевым и спрос на него увеличивается. С экспортом все наоборот: укрепление национальной валюты делает экспорт менее выгодным (так как наши товары на внешних рынках дорожают). В результате предложение иностранной валюты сокращается, а спрос на нее растет.

Так что Центральный банк, называя в качестве причины нынешней девальвации сума рост спроса на импорт, совершенно прав. Только нам не договаривают: этот рост был обусловлен в первую очередь предыдущей политикой ЦБ. Именно политика укрепления сума за счет продажи золотовалютных резервов и стимулировала рост импорта.

Сейчас ЦБ отказался от этой политики. И немудрено, что доллар наверстывает упущенное. То есть после искусственного сдерживания девальвации сума на рынке происходит отскок и восстанавливается равновесие.

Самое замечательно заключается в том, что интервенции ЦБ должны быть направлены на сглаживание резких колебаний обменного курса. Но на практике, если такую политику проводить не очень умело, происходит, как мы видим, обратное.

Какие выводы?

– Не надо пытаться перехитрить законы спроса и предложения. Рынок не обманешь. Рано или поздно придется возвращаться к точке равновесия. А с учетом накопившейся инфляции мы, видимо, к этой точке еще не подошли. То есть в краткосрочном периоде, если ЦБ опять не вмешается (будем надеяться, что так и будет), то доллара еще подрастет.

– Текущая девальвация приведет к некоторому подорожанию импорта, а, следовательно, сократит его объемы. С другой стороны, она выгодна экспортерам. Следовательно, следует ждать рост экспорта (естественно, с учетом сезонных колебаний).

– В долгосрочном плане рост курса доллара будет устойчиво продолжаться до тех пор, пока мы не решим проблему избыточной денежной эмиссии. Именно она порождает и инфляцию, и девальвацию. Хотим сделать нашу финансовую систему более устойчивой – надо выявлять и устранять причины ее неустойчивости.

С чем связана избыточная денежная эмиссия – это тема отдельного разговора и я уже публиковал статьи по этому поводу. У нее есть причины как в сфере фискальной политики, так и в сфере денежно-кредитной политики.

Таким образом, наша финансовая устойчивость, включая устойчивость обменного курса, в руках правительства и Центрального банка, а также Президента, от инициатив которого очень сильно зависят размеры вливаний избыточных денег в экономику. Будем надеяться на мудрость наших руководителей, на их способность учиться финансовой дисциплине и следованию законам рыночной экономики. 

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.