Страсти вокруг публикации «Русский язык нам не чужой» не утихают, превращаясь в кампанию клеветы и грязных оскорблений. Слово взял Ало Ходжаев, известный журналист, кандидат философских наук.
-Начать своё удивление и возмущение начавшейся беспрецедентной для
Узбекистана травлей известных представителей узбекской интеллигенции,
выразивших своё мнение относительно значимости русского языка в нашей
жизни, я бы хотел с напоминания о позорном историческом факте, когда
после присуждения в 1958 году Борису Пастернаку Нобелевской премии,
вызвавшей гнев идеологического руководства страны, в советской печати
началось массовое и повсеместное осуждение выдающегося литератора с
требованием выслать «клеветника» и «предателя» из СССР.
В частности, старший машинист экскаватора Филипп Васильцов писал: «Нет, я не читал (!) Пастернака. Но знаю: в литературе без лягушек лучше».
Мне невольно вспомнилось это весьма показательное заявление «рабочего», сейчас, когда я стал слышать о различного рода оскорбительных высказываниях в адрес не только авторов статьи, но и в целом – о русском языке и народе.
Предлагаю этим ура-патриотам не довольствоваться лишь искажёнными (намеренно!) слухами, а самим не полениться и прочитать статью «Русский язык нам не чужой». Тогда они обнаружат такие принципиально важные соображения, как «Ставя вопрос об изменении де-юре статуса русского языка, мы отнюдь не покушаемся на незыблемость узбекского языка как государственного».
Далее: «Жизнь подсказывает, что, наряду с государственными (узбекский и каракалпакский) языками в Узбекистане, надо официально и объективно признать статус русского как языка межнационального общения». И даются объяснения – почему?
Не стану пересказывать все доводы, но важно одно – люди выразили своё мнение в рамках инициированного Президентом Ш.М. Мирзиёевым «Диалога с народом». Можно ли за это осуждать?
Кстати, статья эта была готова ещё почти полгода назад, никакого секрета в этом не было. Более того, я предложил её для ознакомления многим очень авторитетным и мудрым людям, занимающим официальные посты. Именно поэтому я не просил их подписи, но мнение их было для меня важным. (Здесь я не называю фамилии, дабы не подставлять). В ответ чаще всего было полное согласие, но некоторые уверяли, что руководство страны понимает актуальность данной проблемы, что процесс идёт, но не надо форсировать события.
Я согласился с ними и поэтому тогда не давал согласия на публикацию. Но со временем редакция посчитала, что игнорировать суждения уважаемых людей так долго нельзя и разместила статью на сайте. Правильно ли это было сделано сейчас – не знаю. Но в любом случае никто не ожидал, что, видимо, по указке каких-то лиц или органов, развернётся целая компания «охоты на ведьм». Смею так предположить.
Так, небезызвестный критикан Исмат Хушев, сбежавший в своё время в Канаду, чуть ли не ежедневно поливает грязью многих известных узбекистанцев, в том числе и меня. Это весьма удивляет, так как именно ко мне обратился после выхода из тюрьмы Хушев с просьбой помочь устроиться на работу, именно мне он посвятил целую полосу в газете в связи с моим юбилеем, именно меня он хвалил за принципиальность и т.д. И вдруг – такие метаморфозы!
Я понял, что пишет он под диктовку заинтересованных лиц. А если к этому добавить, что некто вывесил у моей квартиры плакат «Аъло Ходжаевга – Davlat tili yagona» (Государственный язык – единственный), мои подозрения лишь усилились, как и уверенность, что авторы этих пасквилей сам текст статьи не читали.
Мне горько, что среди моего народа находятся такие оголтелые неучи, лишённые здравого смысла и объективности. Как минимум, до них не дошли заключительные слова нашей статьи: «Конечно, такая дискуссия должна проходить только на позитивных, исключающих какую-либо конфронтацию и ксенофобию, началах».
И в заключение — мои недруги пытаются обрисовать мой образ как человека, лишённого чувств патриотизма. Но никто из них, видимо, не читает моих статей, в частности, и на сайте «nuz.uz». Никто не задумывается, почему только я в материале «Не могу молчать! Открытое письмо Интернет-изданию «Фергана.Ру» заступился за Алишера Навои, как великого узбекского поэта, хотя ни один из писателей или учёных так и не отреагировал на клеветническую статью научного сотрудника Института востоковедения РАН Артема Космарского и историка Борам Шина (Университет Ханянг, Корея). Никто не читал моих публикаций о великих исторических деятелях духовной жизни нашего края, начиная с 9-го века. Ещё в 90-е годы в «Ташкентской правде» с предисловием академика А.П.Каюмова мы опубликовали целый цикл материалов о духовной истории Узбекистана, а в « nuz.uz» в прошлом году продолжили эти исследования. Не буду перечислять, поскольку могу выглядеть нескромным.
Но, главное, совесть моя, равно как и других «подписантов», чиста. Мы высказались на злободневную тему отнюдь не в ущерб интересам нашей замечательной республики, и мы верим, что в дальнейшем «почва» прорастёт.
А нашим оппонентам вынужден напомнить, что в священный месяц Рамадан не принято воевать и осложнять общественную обстановку.
Конечно, если они действительно ратуют за достойное будущее нашей любимой страны.
Leave a Reply