Ровно неделю назад мы приехали в Астану из Алматы. У нас на юго-востоке столицы местами была непролазная грязь, местами лужи (или пруды) глубиной до колена и длиной метров в 100, во многих местах плотный, но уже влажноватый снег полуметровым слоем, а с северной стороны домов сугробы метровой высоты. Видимо, зима была снежной. Впрочем, «весна в Астану приходит поздно». Я подумала о том, что снег этот будет таять, а лужи сохнуть еще месяц.
Но вот прошла неделя, и большая часть снега растаяла, лужи постепенно подсыхают. А ведь казалось сильного потепления не было, несколько дней шли дожди, дул сильный ветер. Ветер! Точно. Наверное, это был весенний южный ветер «алтын күрек», который будто гигантской солнечной лопатой сгребает снег.
Говорят, у казахов есть около семидесяти названий разных видов ветра. Вполне возможно. В Сети можно, например, встретить такие списки, а здесь добавлены еще и виды буранов. Кстати, в русский язык слово «буран» вошло из тюркских, при этом интересно, что в древнегреческой мифологии «борей» – северный ветер (само слово «борей» у древних греков означает «северный»). Совпадение?
Возвращаясь к казахским ветрам: приведенные на сайтах перечни далеко не полные. Например, я от покойного мужа, писателя Таласбека Асемкулова знаю два вида ветров, которые не вошли в эти списки. Так, в киноповести о молодости Аблай-хана он упоминает «қара бас жел» – «черноголовый ветер», завершающий осень. От этого ветра травы чернеют и сгорают, он, «растормошив травы, вытряхнув из них семена, укладывает их в зимнюю постель». Кстати, один из способов ориентации казахов в зимней степи во время буранов, когда не видно ни зги, был таков: запомнить направление ветра, когда идет первый снег, потому что травы лягут под снегом в направлении ветра, и зимой, разрыв снег, можно по травам определить приблизительно стороны света.
В списках есть ветер «ала қаншық» – «пегая сука», а Таласбек говорил о ветре «қара қаншық» – «черная сука, черная волчица». Это знойный летний ветер, сжигающий травы и посевы, ветер, обрекающий скот и людей на голод. У исполнявшейся Гарифоллой Курмангалиевым песни Мухита «Қара қаншық» есть объясняющая название легенда о том, как певца в степи окружили голодные волки, но он своей трогательной песней смог разжалобить волчицу, и она увела стаю. Таласбек же считал, что название песни может быть связано с названием ветра и с предчувствием умершего в 1918 году Мухита предстоящих казахам бедствий.
За природными явлениями особенно внимательно наблюдали «есепші» – традиционные астрономы, задачей которых было предсказать погоду на ближайший год, дать людям советы, чтобы минимизировать ущерб от джутов и прочего. Слово «амал», этимология которого арабская, мы сейчас знаем в значении «прием, хитрость, уловка, действие, поступок», но еще одно значение «примета погоды», природное явление, по которому предсказывали погоду. Например «құс қанаты» – «птичье крыло» – весенний снег, прилетающий вместе с перелетными птицами.
Сейчас все знают о том, что на западе страны Наурыз начинают праздновать 14 марта, три дня с 14 по 16-е называют «амал», потому что годовой цикл природных амалов-примет начинается с этих дней. Мангыстауский краевед Мурат Акмырзаев объяснил, что встречи на празднике амал использовались для того, чтобы с учетом прогноза погоды на весну-лето обсудить и определить порядок кочевья: когда аулы с зимовок отправятся на жайлау, в каком порядке будут передвигаться, в какое время какой род будет пользоваться тем или иным колодцем (ведь количество воды ограничено), кто и где будет рыть в этот год новые колодцы.
«Амал» – это не просто примета, по сути, казахские амалы создают образ Творца, заботящегося о своем мире, о людях и животных. Например, наиболее известный амал «құралайдың салқыны» – «холод сайгачонка». Это несколько дней в мае, когда дует пронизывающий холодный ветер и телятся дикие копытные животные. Объясняют это в народе тем, что у лежащих на холодной земле сайгачат кровотечение из пуповины прекращается быстрее, пуповина легко, без нагноения заживает.
Иногда амалы кажутся совсем фантастическими. Например, на Мангыстау рассказывают о «тасбақа дауылы» – «черепашьей буре». Когда черепахи весной просыпаются от спячки и вылезают из нор, поднимется сильный шторм. Он предназначен защитить уши людей, потому что черепахи в момент появления на земле страшно кричат, крик миллионов черепах мог бы оглушить человека, а «черепашья буря» уносит этот крик вверх, к небу. Или «қарақұрт жауыны» – «дождь каракурта»: этот дождь идет, когда яд каракуртов становится особенно опасным, капли дождя эти пауки воспринимают как прикосновение к ним и, защищаясь, выбрасывают свой яд. Таким образом, посланный Творцом дождь защищает животных и людей от страшной опасности. В мире все устроено гармонично, Тенгри заботится о созданном им мире, верили наши предки.
Зира НАУРЗБАЕВА | Астана
Leave a Reply