ТаджОппозиция учредила в Голландии координационный центр “Хомиени Ватан” (“Защитники Родины”)

Шарофиддин Гадоев вновь избран главой движения “Ислохот ва рушд” (“Реформа и развитие”). На экстренном собрании движения, которое состоялось в городе Эйндховен (Нидерланды), было принято решение о создании координационного центра “Хомиени Ватан” (“Защитники Родины”), цель которого – способствовать демократизации, созданию гражданского общества, защите прав человека в Таджикистане. Гадоев, один из лидеров таджикской оппозиции в изгнании, был переизбран председателем движения “Реформа и развитие”.

Image result for Шарофиддин Гадоев вновь избран главой движения "Ислохот ва рушд" ("Реформа и развитие").



Шарофиддин Гадоев, бывший руководитель оппозиционного движения “Группа 24”, последние годы живет в Нидерландах, где получил политическое убежище. В начале февраля он объявил, что собирается съездить в Россию, где у него якобы должна была состоятся встреча с высокопоставленным чиновником из Совета безопасности. По утверждению Гадоева, российские силовики гарантировали его безопасность во время визита в Москву.

“Я никогда по собственному желанию в Таджикистан не поеду!”

Однако после этого визита Гадоев вдруг оказался в Душанбе. 15 февраля власти Таджикистана заявили, что оппозиционер якобы вернулся на родину по своей воле и искренне раскаивается в совершенных преступлениях, а в соцсетях появились видеоролики, где Гадоев призывает своих соратников вернуться на родину.

Вслед за этим соратники оппозиционера выложили в Сеть запись, которую Гадоев сделал незадолго до поездки в Россию: в ней он заявляет, что она будет опубликована в случае его убийства, пропажи или похищения. На видео оппозиционер опасается, что его незаконно экстрадируют из России в Таджикистан и на камеру подчеркивает, что добровольно возвращаться на родину не собирается. “Я никогда по собственному желанию в Таджикистан не поеду. Никогда!” – говорит Гадоев на записи.

После 14 дней пребывания в Таджикистане утром 2 марта оппозиционера сопроводили на рейс Душанбе – Франкфурт. Оппозиционные группы назвали возвращение Гадоева в Европу своей победой. Официальные власти Таджикистана до сих пор отрицают, что это было похищение. В МВД РТ заявляют, что Шарофиддина Гадоева амнистировали и отпустили на свободу.

Прокуратура Нидерландов возбудила уголовное дело в связи с похищением таджикского оппозиционера в Москве и его насильственной экстрадицией в Душанбе. Шарофиддин Гадоев на встрече с журналистами в Амстердаме заявил, что намерен подать в суд на российские власти, которые организовали его похищение и экстрадицию в Таджикистан.

“Нас стало больше на сто человек”

“Последние недели более 100 человек присоединились к движению “Реформа и развитие”, – сообщил 1 апреля Радио Озоди Шарофиддин Гадоев. По его словам, прокуратура Нидерландов продолжает расследование по факту похищения. “Я недавно поговорил со следователями. Мне сообщили, что они находятся на связи с Москвой и с МИД Таджикистана. Амстердам потребовал от Душанбе вернуть мой паспорт и ID-card. Я не знаю, где сейчас хранятся мои документы – в Москве или в Душанбе. Я въехал в Россию по заграничному паспорту, который был выдан мне официальными органами Таджикистана”, говорит Гадоев.

В МИД РТ отказались говорить о контактах с властями Нидерландов в связи с возбужденным Амстердамом уголовным делом. Источник в Генпрокуратуре РТ уверил нас, что никаких запросов от властей Нидерландов н получали.

В странах ЕС осело большое количество противников властей Таджикистана. Убежище за рубежом получили оппозиционеры – активисты Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и “Группы 24”, которых на родине обвиняют в тяжких преступлениях. До сентября 2015 года исламская партия Таджикистана была единственной официально действующей партией религиозного толка в регионе. В августе 2015 года министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ и, в частности, Мухиддин Кабири были обвинены в причастности к военному мятежу бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода.

Мухиддин Кабири, лидер теперь уже запрещенной в Таджикистане ПИВ категорически отрицает выдвинутые против него и соратников обвинения, назвав их необоснованными и нацеленными лишь на закрытие партии.

Партия была объявлена Верховным судом террористической организацией, ее руководство арестовано. В июне 2016 года 14 членов политсовета ПИВТ были приговорены различным срокам заключения, двое из них – к пожизненному.

До сих пор ни одно западное государство не признало партию экстремистской.

Шарофиддин Гадоев покинул Таджикистан в 2012 году. В том же году известный бизнесмен Умарали Кувватов создал движение “Группа 24”, которую позже Верховный суд Таджикистана признал экстремистской и запрещенной на территории республики. После убийства Кувватова в Стамбуле в 2015 году лидером группы стал Гадоев. Он регулярно выступал одним из организаторов и участников пикетов во время совещаний ОБСЕ в Варшаве и визитов таджикских политиков в Европу, размещал в соцсетях обращения, направленные на критику властей Таджикистана и призывал к акциям неповиновения.

После раскола в движении “Группа 24” Гадоев, находясь в Нидерландах, основал новое движение – “Реформа и развитие Таджикистана”. Движение стало частью Национального альянса Таджикистана (НАТ), которым руководит лидер ПИВТ Мухиддин Кабири.

3 апр. 2019
Мумин Ахмади

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.